Цели:
– учить употреблять нарицательные существительные; заменять существительные всех трех родов в единственном числе личными местоимениями; дать представление об употреблении определенного и неопределенного артиклей;
– ввести новые буквы Qq, Yy и буквосочетание qu; познакомить с графикой и правилами чтения;
Оборудование: карточки с изображением букв.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фонетическая зарядка.
A, a, a – Anna, Ada und Monika.
E, e, e – Helga, Lene und Rene.
I, i, i – Ilse, Ida und Marie.
O, o, o – Otto, Rosa und Margo.
U, u, u – Ursel, Ruth und du.
[ç-ç-ç-ç] ich, nicht, setzt euch, freut mich
[h-h-h-h] Hans, heißen, heute, Helga
[e:-e:-e:-e:] wer, Peter, fehlt, Irene, sehr, angenehm
[r-r-r-r] Ursel, Ruth, Rosa, drei, freut mich
III. Речевая зарядка.
1. Повторение песенки «Jetzt kommt Hampelmann».
2. Составление предложений.
Учитель. Из ряда слов составьте предложение:
џ alt, du, wer, bist?
џ du, kommst, woher?
џ und, Anna, das, Peter, sind?
џ das, wer, ist?
џ aus, Köln, komme, ich.
џ 7, ich, Jahre, alt, bin.
IV. Основная часть урока.
1. Повторение.
Учитель. Прочитайте на доске имена мальчиков и девочек.
Ada, Hans, Helga, Jens, Willi, Ute, Lothar, Monika, Brigitte |
Учитель. Выпишите имена мальчиков и девочек в 2 столбика.
2. Введение нарицательных существительных. Понятие об артикле.
Учитель. До сих пор мы употребляли имена собственные, а сегодня познакомимся с существительными нарицательными. Посмотрите на одно из них (пишет на доске слово ein Mann) и скажите, что общего у него с написанием имен?
Учащиеся. Оба пишутся с заглавной буквы.
Учитель. А что их отличает?
Учащиеся. Перед немецким существительным стоит какое-то маленькое слово.
Учитель. Перед немецкими существительными стоят такие небольшие словечки, которые называются артиклями. Они бывают определенными и неопределенными. При первичном назывании существительных женского рода ставится артикль eine (eine Frau – женщина, госпожа). Если мы в первый раз называем существительное мужского рода, то перед ним ставится артикль ein (ein Mann – мужчина). Если в первый раз употребляется существительное среднего рода, то перед ним ставится также артикль ein (ein Mädchen – девочка).
Если мы повторно называем лицо или предмет, то употребляются артикли der для мужского рода, die для женского, das для среднего.
Артикль |
Мужской |
Женский |
Средний род |
Неопределенный артикль |
ein |
eine |
ein |
Определенный артикль |
der |
die |
das |
1) Выполнение упр. 2 (б) на с. 76 учебника № 1: учащиеся читают, переводят, объясняют, почему в одном случае перед словом Mann стоит артикль ein, а в другом der.
2) Чтение упр. 3 на с. 77 учебника № 1: фронтально, затем в парах.
3) Чтение памятки из упр. 4 на с. 77 учебника № 1: введение личных местоимений.
4) Выполнение упр. 5–6 на с. 78 учебника № 1: в парах.
3. Введение новых букв.
Qq – квака-задавака живет в буквляндском аквариуме и очень дружит с буквой u. Буквосочетание qu образует звук, близкий русскому сочетанию [кв].
Yy – спортсмен, который каждый день делает гимнастику, любит соревнования.
Учитель показывает классу карточки с печатным и письменным вариантами букв, демонстрирует технику их написания.
Выполнение упр. 9 на с. 79 учебника № 1.
V. Заключительный этап урока.
– С какими новыми словами мы познакомились?
– Как называются маленькие словечки, которые стоят перед немецкими существительными?
– С какими новыми буквами мы познакомились?
Домашнее задание: выполнить упр. 4 на с. 78