Урок 22 Искусство быть здоровым

0
512
физика


Цель:
расширять представление о ценности здоровья, о гармонии физического и духовного здоровья.

Задачи:

– раскрытие сущности взаимосвязи духовного и физи­ческого здоровья;

– развитие понятия «здоровый образ жизни»;

– воспитание ответственности за сохранение и улучшение своего здоровья.

Круг радости

Учитель предлагает учащимся тепло и приветливо поздороваться друг с другом.

Проверка домашнего задания

Каждая группа представляет свой плакат и выносит его на суд зрителей. Учителю рекомендуется провести анализ представленных работ и поблагодарить ребят за творчество.

Разминка

Учащиеся становятся в круг. Учитель читает вслух стихотворение и предлагает повторить за ним несколько несложных движений, соответствующих каждой строчке стихотворения. После разминки желательно дать возможность обменяться впечатлениями о состоянии.

Встречает солнце (руками описать круг),

Встречает ветер (руки поднять вверх).

Встречает школа (руки вытянуть вперед),

Встречает друг (пожать руку соседу справа).

Летит мечта моя (имитировать полет птицы),

Словно песня .

Со мной спешит она (обнять за плечи соседа справа и слева)

В широкий круг.

Беседа

С целью углубления представлений учащихся о взаимосвязи духовного и физического здоровья проводится беседа по вопросам, представленным в соответствующей рубрике учебника.

Насколько важно духовное богатство человеческой души для здоровья человека?

В чем ценность здоровья?

Есть ли связь между ценностью здоровье и такими ценностями, как жизнь, духовность, труд?

Какие простейшие рекомендации вы можете дать сверстнику о ведении здорового образа жизни?

Рассуждения учащихся должны помочь им понять ценностный смысл понятия «здоровье», который заключается в том, что благодаря здоровью человек имеет возможность заниматься созидательным трудом, совершенствоваться духовно, жить в согласии с собой и окружающими людьми.

Задание

Данное задание выполняется в тетради.

Перед вами перечень ценностей человека. Расположите их в порядке значимости для вас и обоснуйте этот порядок. Расскажите о связи между этими ценностями.

Природа, дружба, здоровье, духовность, истина, мудрость, труд, знание, красота, мудрость, совершенство, творчество.

Анализируя и обобщая результаты работ учащиеся коллективно устанавливают порядок расположения указанных ценностей и обосновывают свой выбор, говоря о значении здоровья в ряду других ценностей.

Задание

Цель задания – предоставить возможность учащимся осмыслить взаимосвязь внешней красоты человека и его здоровья, а также понять, что здоровье является результатом гармоничного развития человека. Для этого используются фотография статуи древнегреческого скульптора Мирона.

Рассмотрите изображение скульптуры древнегреческого мастера Мирона, которая называется «Дискобол». Скульптура доносит до нас образ прекрасно тренированного атлета. Ответьте на вопросы.

Как мастеру удаётся подчеркнуть красоту и грацию своего героя?

Можно ли сказать, что в скульптуре воплощено представление художника о гармонии тела и духа человека? Обоснуйте свой ответ.

Далее учитель может предложить учащимся выполнить аналогичное задание 2, представленное в тетради.

Чтение

Учитель читает предложенный в учебнике отрывок диалога. Обсуждение вопросов к тексту подводит учащихся к выводу о том, что главным в человеке является его духовная суть.

* * *

(Отрывок из беседы Мухтара Шаханова и Чингиза Айтматова)

а результатах творческой деятельности авная мысль стихотворения

Айтматов. О встрече Кожамкула (лучшего и искуснейшего киргизского борца) и Кажымукана старики рассказывают так. В то время Кажымукан выступал в цирке и был уже очень знаменит. Известие о грандиозном поединке мгновенно облетело округу. Учредили награду победителю, по обычаю состоявшую из трёх частей, по 9 призов в каждой. Собравшиеся разделились пополам, в ожидании невиданной до сей поры схватки ёрзали от нетерпения. Вот появились борцы. Оба красивы, статны, грациозны.

– Кажеке, – обратился кыргызский палуан (силач) к Кажымукану. – Мы оба сыновья двух братских народов, которые близки и неразлучны, как оба глаза на одном лице. Вы мне – старший брат, а я вам – младший. Не годится одному из нас хвастать победой, а другому лежать поверженным в аза на одном лице.? ого эха. ь.их.ором бы прозвучали в пыли. К тому же вы – наш гость. Духи предков не простят мне, если я схвачусь с вами. Пусть приз будет вашим! – и Кожамкул без боя уступил приз Кажымукану.

– Я и сам ждал, как ты себя поведёшь. Теперь знаю, ты многое в этой жизни видел, многое понял. Кыргызский народ может гордиться таким сыном. Пусть счастье найдёт тебя. – Кажымукан обнял кыргызского брата и поцеловал его. Получив свой приз, Кажымукан тут же отдал его нищим и сиротам.

Шаханов. Как вы думаете, можно ли поставить Кажымукана и Кожамкула в один ряд с нынешними всемирно знаменитыми спортивными «звёздами»? Ведь эти палуаны обладали не только физической силой и здоровьем, но и удивительными душевными и нравственными качествами.

Айтматов. Да, сейчас вспыхнуло много «звёзд». Иные за одно появление на спортивной площадке получают большие деньги. Возможно, это мода нынешнего времени, нашей эпохи. Однако, разговорившись с некоторыми из них, ощущающими себя центром вселенной, суперзвёздами мировой величины, поражаешься убогости их духовного мира. А ведь духовное богатство человеческой души всегда было в человеке превыше всего.

Какова связь между духовным богатством человеческой души и здоровьем человека?

Что является главным в человеке?

Как бы вы ответили на вопрос Шаханова: «Можно ли поставить Кажымукана и Кожамкула в один ряд с нынешними всемирно знаменитыми спортивными «звёздами»?

Цитата урока

Изречение можно рассматривать как одно из обобщающих положений рассматриваемой темы.

Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу.

Сократ

Как вы понимаете смысл изречения философа?

Чтение

Учитель может организовать чтение данного стихотворения по-разному: прочитать вслух или предложить прочитать индивидуально каждому с последующим анализом. Размышляя о силе духа, учащиеся приходят к выводу, что она проявляется в богатстве внутреннего мира человека, постижении им духовных ценностей.

Мухтар Шаханов

Кажымукан,

Непревзойдённый силач казахской степи.

Весом 160 килограммов,

Съедавший за один присест целого барана,

Был в то же время нежная душа.

До слёз любил поэзию, песню,

Иногда и сам сочинял стихи.

После победоносного возвращения

С мирового чемпионата

Земляки в его честь устроили празднество,

Где расточали ему похвалы:

– Вы не только самый сильный среди казахов,

Но и самый сильный в мире.

– Постойте, – ответил им Кажымукан.–

Постойте.

В спорте есть нечто магическое,

Но порой возбуждающее слепой азарт,

И потому в нём строгая мера нужна.

Телесная сила только тогда прочна и красива,

Когда подкрепляется силой духа.

Вот кто сильнее меня – посмотрите, –

И он, похлопывая по плечу,

Вывел в круг

Застенчивого кудрявого паренька,

Ничем не примечательного на вид.

Наступило долгое недоумённое молчание…

То был молодой Мухтар Ауэзов.

Слова Кажымукана оказались пророческими.

Спустя тридцать шесть лет

Один знаменитый японский силач.

Прочитав книгу того юноши,

Взволнованно напишет в своём дневнике:

«Какая сила!

Читая его,

Я чувствовал своё бессилие».

Как объясняет Кажымукан понятие «сила духа»?

Задание

Задание можно выполнять коллективно в устной форме.

Выполняя задание, учащиеся приходят к выводу о важности закаливания. Однако учителю следует пояснить учащимся, что для принятия решения о способе закаливания, нужно посоветоваться с родителями и врачом.

Прочитайте текст. Закончите его, продолжив диалог Пети с «моржом».

По В.Голявкину

Зима. Мёрзнут Петины уши. И вдруг Петя видит вдали такую картину: человек в проруби! И человек не кричит: «Спасите!» Он никого не зовёт на помощь. Напротив. Он совершенно спокойно сидит в воде. Он даже улыбается.

Человек вылез из проруби. Потанцевал на снегу и опять полез в прорубь.

«Ну и ну! – удивился Петя. – Как он может сидеть в этой проруби? Он, наверное, выносливый и отважный: зимой сидит в проруби, когда все в шубах. Вот бы мне посидеть в этой проруби! Чтобы видели все ребята, как я там сижу. Мне были бы нипочём все болезни…»

Человек вылез из проруби и спокойно, с улыбкой оделся. Он не стучал зубами. Он только улыбался.

Удивлённый Петя спросил:

– Вам не холодно?

– Жарко, – ответил тот просто.

– Вот это да! – сказал Петя. – Вы спортсмен?

Размышление над ситуацией

При анализе ситуации, изложенной в письме в редакцию, учащиеся высказывают свой взгляд на проблему. Учитель предлагает вслух прочитать свои ответы желающим и подводит учащихся к выводу о том, что хорошая внешняя физическая форма не является единственным показателем здоровья человека.

Прочитайте письмо, пришедшее в редакцию журнала «Здоровье». Проанализируйте ситуацию и напишите ответ автору письма.

Уважаемая редакция!

Я хочу поделиться своей тревогой. В нашем подъезде живёт парень Арнур. Внешне он крепок, силён, никогда не болеет. К своей физической форме относится с большим вниманием. Он ходит в тренажёрный зал, делает сложный комплекс физических упражнений во время ежедневной зарядки, плавает в бассейне. Но я часто вижу, как его мама носит тяжелые сумки с базара, сама выносит пакеты с мусором. А однажды я видел, как Арнур со всей силы пнул маленькую собачку и равнодушно прошёл мимо, когда она завизжала.

Мне кажется, что поговорка «Сила есть, ума не надо» – про нашего соседа.

Резюме

Учитель предлагает учащимся прочитать информацию в рубрике «Обращаем внимание» и дополняет ее сообщением о том, что духовное совершенствование – процесс длительный, прочно связанный с познанием себя и окружающего мира.

Стремясь к физическому здоровью, нужно помнить о своём духовном росте. Не может быть здоровым тот, кто равнодушен к окружающим, завистлив, недоброжелателен. Истинное здоровье человека заключено в гармонии тела и духа.

Домашнее задание

Выполняется задание 5 в тетради.

Круг «От сердца к сердцу»

Один из учеников читает стихотворение Н. Заболоцкого, которое перекликается с основными выводами по представ­ленной теме.

Не позволяй душе лениться!

Николай Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь