Где правда, там и счастье.
Народная пословица
Цель урока: раскрывать значение понятия «правда» как ценность.
Задачи:
– расширять представление о понятиях «честность», «правда»;
– развивать стремление быть честным с самим собой и окружающими людьми;
– воспитывать доброжелательность и честность в отношениях с людьми.
Ресурсы: в идеокассета с записью мультфильма «Здравствуй, детка!» (первая серия).
Круг радости
Учащиеся становятся в круг. Каждый показывает жестами или мимикой, как можно без помощи слов выразить радость при встрече с соседом.
Просмотр видеоматериалов
Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент мультфильма «Здравствуй, детка!» 1 серия.
Краткое изложение сюжета: Алпамыс веселится, развлекается, а в стороне лежат позабытые им школьные книги и тетради. Утром, проснувшись, он решил не идти в школу, так как домашнее задание не сделано, и мальчик притворился больным. Мама, поверив ему, разрешает остаться дома. Но когда мама ушла, он на самом деле почувствовал, что болеет. В результате вместо игр и развлечений с ребятами Алпамыс вынужден сидеть дома один и смотреть в окно.
Почему Алпамыс обманул маму?
К чему привел обман?
Кого же на самом деле обманул Алпамыс?
А с вами случались такие истории?
К чему может привести обман?
(Ответы учащихся).
Инсценирование «Что труднее?».
Учитель предлагает учащимся разделиться на две группы и разыграть следующую ситуацию.
Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом.
Роли распределяются при помощи известных детям считалочек.
Что сделать легче – сказать правду или солгать?
Что вы чувствуете, когда говорите правду?
Что вы чувствуете, когда обманываете? (Ответы учащихся).
Учитель обобщает ответы учащихся, соглашаясь с ними в том, что говорить правду лучше, чем обманывать. Конечно, трудно честно сказать о том, что случилось по твоей вине, но это лучше, чем придумывать, изворачиваться, а потом переживать, что все равно правда откроется, осознавать, что ты обманул близких людей, друзей.
Учитель подводит учеников к пониманию того, что тот, кто говорит неправду, поступает плохо, однако, он может осознать это и исправиться. А человек, который осознает свои недостатки, стремится стать лучше, достоин уважения.
Цитата урока
Учитель обращает внимание учащихся на цитату урока: «Где правда, там и счастье» и объясняет ее значение.
Мин утка тишины
– Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабтесь. Плечи расправлены, можете облокотиться на спинку стула, руки положите на колени, глаза можно закрыть. Дышите ровно и спокойно. Сделайте вдох, выдох. Еще раз глубокий вдох и выдох. Прислушайтесь к своему дыханию. Представьте себе, что чистая, целебная энергия входит в ваше тело, наполняя вас счастьем, любовью и покоем…
Домашнее задание
– Выполните в тетради задание 1.
Круг «От сердца к сердцу»
– Такие качества человека, как правдивость и честность, всегда высоко ценятся у всех народов. Об этом говорится в народных пословицах и поговорках.
Вранье до добра не доведет.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Правда светлее солнца и дороже золота.
Утром соврешь – к вечеру к тебе вернется твоя ложь.
Обобщение
– Когда человек говорит правду, мир становится лучше и люди становятся добрее!
Дополнительный материал к уроку
Б.Заходер
По правде говоря
Врать, ребята, – не к добру.
Право слово, я не вру:
Честный парень
Врать не станет.
Кто соврет –
Глядишь, обманет;
Кто способен
На обман –
Может и залезть
В карман!
Так что, дети,
Как хотите, –
С правдой
Лучше не шутите!