Урок 21 ЗНАКОМСТВО С «ПЕСНЕЙ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» М. Ю. Лермонтова, С ЕЕ ГЕРОЯМИ
Цели: учить ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, анализировать его; отметить связь «Песни…» с народным творчеством.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
28 января 1837 г. по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ранен смертельно. На другой день Пушкина не стало. И в эти дни распространилось по столице стихотворение без подписи «Смерть поэта».
Чтение стихотворения «Смерть поэта» учеником-ассистентом.
Его написал М. Ю. Лермонтов, преемник Пушкина, поэт с такой же трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящими у трона всесильного монарха, принимающего несправедливые решения, наказывая своих подданных, не имеющих права его ослушаться.
Стихотворение, за которое опальный поэт вынужден был расстаться с «милым севером», с теми краями России, где он провел юность, которые были для него родиной. Не холодную, официальную столицу Российской империи покидал он, а город, где еще недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого видны были и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ними. Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение! «…Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его».
(Цит. по кн.: Лермонтов М. Ю. Соч.: в 6 т. М., 1981. Т. 6. С. 338.)
2. Чтение стихотворения «Тучи» вторым ассистентом.
Слово учителя. Мысль о всесилии и несправедливости царя выражена Лермонтовым в «Песне… про купца Калашникова», написанной в том же 1837 году.
Попадая в художественный мир «Песни…», напоминающий мир народного эпоса, мы переносимся в далекий XV век, когда на Руси царствовал Иван IV, за свою суровость и жестокость прозванный Грозным. Обратившись к далекому прошлому, поэт нашел в нем не только пример достойного поведения, но и горькие последствия самовластия царя и безнаказанности слуг. Характеры персонажей раскрываются в диалогах, в их поступках.
3. Работа с учебником.
Перечислить героев «Песни…». (Опричник Кирибеевич – любимый и верный воин-слуга.)
4. Чтение I части. Анализ ее.
– Кто ведет рассказ? («Гусляры», будто бы собирающиеся потешить боярина и боярыню.)
Задание. Зачитать описание царского пира, назвать отрицательное сравнение. («Тучки синие» – недовольство, угроза царя, быстро сменяющие его улыбку и «закрывающие» «солнце красное» (радость, веселье).)
– Кто остался равнодушен к угощению царя? (Лишь один из них из опричников… С. 119, I ч.)
– Как царь отреагировал на его отказ? («Вот нахмурил … пробил оконечником». Мгновенно царь закипает неудержимым гневом, подозревая слугу своего в измене, зависти, и грозит расправой. Сравнение – «словно ястреб» на «голубя сизокрылого» «взглянул».)
– Какова причина грусти опричника? («Лишь, одна не глядит… Аленой Дмитриевной (с. 121, I ч. учебника).
Молодой опричник охвачен страстью:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу черную – не запотчевать!
Так описывать свою любовь: «лебедушка», «голубушка», «соловей поет», «щеки – заря румяная…» – может только страстная, поэтическая душа.)
– Что предлагает ему царь? (И сказал, смеясь… не прогневайся». Царю грубому и развращенному властью чуждо представление о любовных переживаниях, о страданиях, которые приносит безответная любовь. Царь предлагает драгоценности, он уверен, что ни одна красавица не устоит перед ними.)
– В последней строфе гусляры проявляют сочувствие герою; какие это строчки? (Ох ты гой еси… христианскому (I ч., с. 122). Не отказывают гусляры опричнику в мужестве, смелости, отваге, в искренности любви. Он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову. Иногда герой кажется излишне хвастливым («Не родилась та рука… соболем отороченную».)
– Всю ли правду сказал Кирибеевич царю? («Обманул … по закону … христианскому…» Он скрыл правду: боялся осуждения. Против семейных устоев, против норм («Домострой» – «и что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию») бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти.)
Вывод. Любовь – замечательное чувство, но она не должна приносить горе окружающим, настоящая любовь неподкупна.
5. Работа по теории литературы.
Учитель. Лермонтов использует в поэме многие фольклорные приемы. Один из них – прием параллелизма, т. е. сопоставление мира природы и мира человека.
1) Попробуйте найти параллелизмы в следующем отрывке: от слов «Вот нахмурил царь брови черные…» до «…И семьею ты вскормлен Малютиной!» (В отрывке рассказывается о гневе Ивана Грозного на опричника Кирибеевича. Параллелизм заключен в словах Ивана Васильевича:
Когда всходит месяц – звезды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучку прячется,
Та стремглав на землю падает…
Это сопоставление с миром людей.
Царь поучает: должно верным слугам веселиться, радоваться рядом с государем, как звездам при месяце; и одновременно угрожает: «падающая звезда» – отвергнутый слуга, а возможно, и уничтоженный.)
2) Что можно сказать, прочитав этот отрывок, о характере героя – царя Ивана Васильевича? С помощью каких художественных средств поэт создает такой характер? (Царь Иван Васильевич показан по-настоящему грозным, гневливым. Его настроение дано в развитии, недовольство Кирибеевичем постепенно растет. Сначала царь нахмурил брови, посмотрел с неудовольствием, потом ударил об пол палкой с железным наконечником, да так, что пробил его «на полчетверти», а потом заговорил, угрожая расправой.
Рисуя облик Ивана Грозного, М. Ю. Лермонтов использует соответствующие эпитеты: слово у царя грозное, очи зоркие, брови черные. Сравнивает его с ястребом – птицей хищной, безжалостной.
В уста героя вложен параллелизм.
Речь Ивана Грозного соответствует образу грозного царя. Она гневная по настроению. Три вопроса задает Иван Грозный Кирибеевичу. И каждый начинается с простонародного союза али/ аль/: «Аль ты думу затаил нечистивую…»)
III. Подведение итогов урока.
– Что называется поэмой?
– Какое чувство осталось у вас после чтения I части поэмы? Понравился ли кто из героев?
Домашнее задание: прочитать вступительную статью в учебнике
(с. 114–117); прочитать II часть поэмы.