Цели: научить учащихся вычитать сумму из числа, из суммы число.
Оборудование: плакат «Счет и вычитание – основа порядка в голове» (И. Песталоцци).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (выполнение и правильность работы проверяет консультант).
II. Устные упражнения.
№ 270, 272 (в, г), 274 (б), 275.
III. Изучение нового материала (обратить внимание на девиз урока).
1. Рассмотреть пример: 14 – (5 + 4) =
Как можно получить результат?
I способ: 14 – (5 + 4) = 14 – 9 = 5.
II способ: (14–5) – 4 = 5
Предложите учащимся самим сформулировать свойство, затем прочитать о нём в учебнике.
Запись в тетради:
I свойство
Вычитание суммы из числа: 14 – (5 + 4) = (14 – 5) – 4 = 5.
II свойство
Вычитание числа из суммы: (14 + 3) – 5 = (14 – 5) + 3 = 12.
III свойство
Вычитание из числа нуля: 10 – 0 = 10.
IV свойство
Вычитание из числа этого же числа: 10 – 10 = 0.
IV. Физкультминутка для пальцев рук, глаз и спины.
V. Закрепление.
1. Сформулировать свойства вычитания.
2. № 254, 262 (устно), 259 (разобрать оба способа).
3. Самостоятельно у доски пять учеников решают № 245, 249, 280 (б), 284 (1), 284 (2). Остальные решают самостоятельно в тетрадях.
VI. Итог урока.
Тест
1) Разность чисел (563 + 388) – 263 равна…
а) 125; б) 588; в) 631.
2) Разность чисел 8381 – (1623 + 6381) равна…
а) 7138; б) 5345; в) 377.
VII. Домашнее задание: п. 7, № 287, 290 (а, б), 292.