Урок 21. Топливно-энергетический комплекс мира

0
438
литература

Цели: сформировать представление о топливном балансе мира; рас­смотреть рост производства различных видов топлива; дать характеристи­ку газовой, нефтяной, угольной промышленности мира.

Оборудование: карты «Топливная промышленность мира», «Полез­ные ископаемые мира», карты учебника, статистические материалы, таб­лицы учебника, атласы.

Тип урока: урок – поэтапный практикум.

Ход урока

Изучение нового материала

Учитель. На стыке добывающей и обрабатывающей отраслей про­мышленности находится топливно-энергетический комплекс. Вспом­ните из материала 9 класса определение термина ТЭК, значение его и структуру комплекса. (ТЭК — топливно-энергетический комплекс. Явля­ется совокупностью отраслей по добыче, переработке топлива и получения энергии. Состоит из топливной промышленности и электроэнергетики.)

Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями развития топливной промышленности, мировым топливным балансом, районами размещения главных топливных баз мира организациями стран, добывающих топливо.

Рост производства

Добыча топлива в мире растет. За последние 25 лет израсходовано столько топлива, сколько израсходовано было за всю историю человече­ства. В настоящее время на одного жителя планеты производится 2 т ус­ловного топлива в год. Однако в разных странах этот показатель отличен от среднего. Так, в США, где живет 1/20 всего населения мира, потреб­ляется 1/3 всех энергоресурсов.

Определите регион, являющийся лидером в производстве всех видов топлива и энергоресурсов (таблица 4) и расставьте регионы по мере убы­вания данного показателя.

Задание 1. Определить сдвиги мирового потребления первичных энер­горесурсов в XX веке (анализ рис. 23).

Каковы тенденции изменения потребления различных источников энергии в XX веке?

Как изменялось потребление первичных энергоресурсов до 1970 г и после него?

Почему с 1970 г. потребление угля не изменяется?

По результатам наблюдений заполнить таблицу.

Объем и структура мирового потребления источников энергии

этапа развития топливной промышленности

Задание 3: продолжение работы с блок-диаграммой (рис. 23). Разде­лите XX век на 2-3 топливных этапа. (Подсказка: 1900-1950, 1950-1980, 1980-2000 и т.д.). Чем отличаются эти этапы, в чем вы видите причину изменения потребления некоторых видов энергоносителей?

В 1900-1950 гг. продолжался угольный этап, когда в структуре топ­ливного баланса преобладает использование угля. В 1913 году использо­вание угля достигает максимума. Но затем начинается спад в потребле­нии угля вплоть до 1970 года. Это падение добычи и использования угля вызвано повышением потребления нефти. Но в 70-х годах начинается энергетический кризис. Многие страны «севера» ощутили свою зависи­мость от импорта нефти, поэтому может быть, уголь как топливо себя не изжил, о чем свидетельствует таблица. Обратите внимание на этап от 1970 по 2000 гг. доля потребления угля остается неизменной, а по сравнению с 1970 годом наблюдается небольшое увеличение добычи.

1950-1970 гг. — ярко выраженный нефтяной этап. С большой ско­ростью растет добыча нефти. Высчитайте с помощью данных таблицы во сколько раз выросло потребление нефти на этом этапе. (Примерно в 8раз.) Растет потребление газа, но на этом этапе все-таки использование его не достигло своего максимума, так как еще в это время непродуманна транс­портировка газообразного топлива.

1970-2000 гг. — нефтегазовый этап. Растет потребление газа (при­мерно в 10 раз). Это связано с тем, что решается проблема транспортиров­ки газа (газ перевозится по газопроводам и в метановозах в сжиженном виде), разведаны большие месторождения газа — газ экологически более чистый вид топлива по сравнению с нефтью и углем.

Нефтяная промышленность

Нефть используется широко как топливо, как сырье для химической промышленности. Многие развивающиеся страны в основном живут за счет продажи нефти и экспортируют до 80-90% добытой нефти. Напри­мер, Ангола, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия. Некоторые развитые страны также экспортируют нефть. Это такие страны, как Кана­да, Россия, Норвегия. Ате страны, которые не имеют собственного сы­рья, зависят от поставок сырой нефти, Франция на 95%, Япония на 82%, Бельгия на 79% и т.д. Поэтому нефть оказывает большое влияние на эко­номику стран мира и на международную политику.

Нефть добывается в 80 странах мира.

Задание 4: Постройте столбчатую диаграмму добычи нефти в разных регионах мира. Сделайте вывод об обеспеченности нефтью данных реги­онов. (Нефть добывается в основном в зарубежной Азии, Латинской Аме­рике, Северной Америке.)

Весь мир можно раздеть на ареалы по районам добычи нефти:

Ближний Восток. Он отличается богатством месторождений, низ­кой себестоимостью добычи. На этот ареал приходится более 2/3 миро­вых запасов и 1 /3 мировой добычи нефти.

Северная Америка. В целом запасы большие, но месторождения не богатые. Поэтому чтобы добыть примерно столько нефти, сколько добы­вает Кувейт, США требуется пробурить скважин в тысячи раз больше. Кроме того, добыча нефти здесь обходится в десятки раз дороже, чем на Ближнем Востоке (на Ближнем Востоке для извлечения нефти тратится 50 центов, а в США — 10 долларов). Главные месторождения находятся на Аляске и в Техасе, где себестоимость добычи в силу природных особенностей, выше.

Северная и Западная Африка. Запасы нефти в Африке разведаны не полностью. Но зато месторождения нефти в Северной части материка имеют выгодное ЭГП, поэтому достаточно конкурентоспособны на ми­ровом рынке.

Южная Америка. Месторождения расположены на севере матери­ка, достаточно крупные, но с большим содержанием серы. Имеются и месторождения тяжелой нефти, которую можно добывать только гю спе­циальным технологиям.

Европа. В основном нефть в Европе добывается вблизи берегов Северного и Норвежского морей. Современная техника позволяет бу­рить нефть в море на глубине 200-300 м. Нефтегазоносные месторожде­ния здесь невелики по размерам. Месторождения нефти есть и в Восточ­ной Европе (Румынии, Венгрии), но в настоящее время они практичес­ки истощены.

Задание 5: Найдите в атласе или в картах учебника на рис. 24 стра­ны — лидеры в добыче нефти. Расставьте их в порядке убывания объемов добычи топлива. Результаты работы занесите в таблицу.

Вопрос: Какие страны по экономическим показателям, лидируют в данной группе; в каком полушарии — западном или восточном, север­ном или южном больше добывается нефти? (Развивающиеся, северном, восточном.)

Итак, главные производители нефти – развивающиеся страны, но ос­новными потребителями нефти являются Европа, США, Япония. Сле­довательно, страны «севера» нуждаются в импорте нефти, зависят от экс­порта, поэтому они проводят энергосберегающую политику в своих стра­нах. Хотя она и дает результаты, но полностью от импорта нефти не освобождает.

В результате, между многими странами образовались устойчивые свя­зи — нефтяные мосты.

Задание 6: Обратите внимание на рис. 25, найдите основные направ­ления грузоперевозок нефти, отметьте их в контурных картах.

Персидский залив – Япония;

Персидский залив — Западная Европа;

Карибский бассейн – США;

Юго-Восточная Азия — Япония;

Северная Африка — Зарубежная Азия

Россия — Зарубежная Азия и страны СНГ.

Вопрос: Почему из стран Ближнего Востока нефть везется и вдоль Африки, и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал? Ведь такой путь транспортировки более короткий. (Глу­бина Суэцкого канала невелика, поэтому через него не могут пройти тан­керы с большой осадкой судна.)

ОПЕК

В 1997-1998 гг. уровень добычи нефти стал падать. Это видно из таб­лицы. Почему это произошло? А произошло это по причине намеренно­го сдерживания темпов добычи в условиях падения цен, чтобы не ли­шиться доходов. В первую очередь такую политику проводят страны—


экспортеры нефти. Они даже образовали организацию стран экспортеров нефти — ОПЕК. (англ. Organization of Petroleum Exporting Countries — OPEC). Эта организация образована в 1960 г. и включает в себя страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Катар, ОАЭ, Иран), Африки (Алжир, Ливия, Нигерия, Габон), Латинской Америки (Венесуэла) и Юго-Восточной Азии (Индонезия). Добывает около 40% нефти в мире, экспортирует свыше 50% (начато 90-х гг.); устанавливает единые продажные цены на нефть. Для каждой из стран участниц опреде­ляются определенные квоты на добычу нефти. Штаб-квартира организа­ции расположена в Вене.

Политику сдерживания добычи производят и страны, не входящие в ОПЕК, например, Мексика, Колумбия, Россия.

Задание 7: На основании данных учебника (текста и таблиц), запол­ните следующую таблицу.

Сравнительная таблица добычи нефти в развитых и развивающихся странах мира

Газовая промышленность

Значение газовой промышленности растет, и об этом свидетельствую! данные таблицы учебника. Он используется как топливо, как сырье для химической промышленности. Большое значение имеет то, что среди всех видов топлива, используемых в настоящее время, он самый экологичес­ки чистый. Разведанных запасов газа хватит примерно на 70 лет. На пос­леднем этапе развития хозяйства стран мира роль газа постоянно растет. За последнее время она возросла в 10 раз.

Каким способом газ транспортируется больше в сжиженном виде или по трубопроводам? Есть ли зависимость способа транспортировки газа от гео­графического положения? (Страны «юга» перевозят газ в сжиженном виде в метановозах, страны Восточной и Северной Европы по трубопроводам.)

В каком море самая большая протяженность газопроводов? (Север­ное море).

Задание 8: Определите по карте учебника лидеров по добыче газа, результаты работы занесите в таблицу.

Десять первых стран мира по добыче газа

Определите основные направления грузоперевозки газа в мире.

Задание 10: По схеме грузоперевозок газа, определите основных им­портеров данного вида топлива. Почему основные покупатели газа нахо­дятся в северном полушарии? (Газ в странах «Севера» используется не только как топливо, сырье для химической промышленности, но и как топ­ливо на ТЭС и ТЭЦ.)

Угольная промышленность

Старейшая отрасль топливной промышленности, развивается в насто­ящее время медленнее газовой и нефтяной, в начале 90-х гг. добыча на­чала падать, но затем стабилизировалась и сейчас соответствует потребно­стям в угле.

Задание И: Пользуясь картой в учебнике, определите основные районы добычи угля в мире. По результатам работы заполните таблицу.

Страны — лидеры по добыче угля (на 2003 г.)

Уголь потребляется в основном в тех странах, где добывается, но око­ло 10% добытого топлива все же поступает на мировой рынок. Разделите страны на группы:

Страны, добывающие уголь только для собственного использова­ния (Индия, Казахстан, Украина, ФРГ, Великобритания).

Страны экспортирующие часть угля (Китай, Австралия, Россия, Польша, США, Канада. ЮАР).

Страны импортеры (Япония, США, Италия, Югославия, Вели­кобритания, Франция).

Задание 12: По карте учебника определите основные направления грузоперевозок угля.

Закрепление изученного материала

Работа по рядам.

Задание для 1 ряда. На основе текста учебника, данных таблицы 1 и 4, рис. 26, а также таблицы 17 в приложениях дайте развернутую характери­стику мировой нефтяной промышленности. Используйте типовой план характеристики мирового хозяйства.

Задание для 2ряда. На основе текста учебника, данных таблицы 1 и 4, рис. 26, а также таблицы 17 в приложениях дайте развернутую характери­стику мировой газовой промышленности. Используйте типовой план ха­рактеристики мирового хозяйства.

Задание для 3ряда. На основе текста учебника, данных таблицы 1 и 4, рис. 26, а также таблицы 17 в «Приложениях» дайте развернутую харак­теристику мировой угольной промышленности. Используйте типовой план характеристики мирового хозяйства.

После выполнения задания группы отчитываются о проделанной ра­боте. Выступающих от ряда учащихся выбирает учител

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь