Счастлив тот человек, который
занят своим любимым делом, работой,
в которую он может вложить всю душу.
Берроуз Уильям, американский писатель,
философ.
Цель: развивать уважительное отношение к труду как ценности.
Задачи:
– помочь ребёнку ощутить пользу своего труда, учить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.
– формировать желание приносить своим трудом пользу себе и окружающим.
– воспитывать трудолюбие и ответственность.
Ресурсы: клей, ластики, скотч, полоски бумаги.
Круг радости
Учитель предлагает детям встать в круг и повторить хором строчки из стихотворения К.Ильяшевой:
Мы уже совсем большие –
Нам не лень трудиться!
Лишь хорошему всему
Будем мы учиться.
Наедине с собой.
– Сядьте поудобнее, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. С каждым вдохом и выдохом вы всё больше расслабляетесь и настраиваетесь на необычную встречу.
Представьте, что вы очутились в кондитерском цехе. Воздух наполнен приятным ароматом ванилина, корицы, гвоздики, шоколада. Почувствуйте эти запахи.
Вы видите человека в белом колпаке и халате. Это кондитер. Взгляд его добрый, ласковый. Он весело напевает и ловко замешивает тесто.
Из теста кондитер делает булочки, отправляет их в духовку, приговаривает улыбаясь:
– Пекитесь, булочки, пышные, вкусные, румяные. Всем на радость и удовольствие.
Вдруг за спиной вы слышите тяжелый вздох. Оборачиваетесь и видите ещё одного кондитера. У него хмурый и недовольный вид. Он быстро замешивает тесто, делает булочки и отправляет их в духовку. Облегчённо вздыхает:
– Ну, наконец- то…
Проходит время, и булочки готовы. Внимательно посмотрите и запомните, как выглядят булочки одного и второго кондитера…
– А теперь настало время возвращаться в класс. Потянитесь, сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Откройте глаза, посмотрите вокруг.
Беседа
– Вспомните, как работали кондитеры. Как вы думаете, одинаковые ли по виду и вкусу у них получились булочки? Почему?
– О ком из них можно сказать, что он занят своим любимым делом? Почему вы так думаете?
– Что бы вы посоветовали второму кондитеру?
(Ответы детей).
– Каждый человек может научиться выполнять свою работу с любовью и желанием. В этом нам помогут советы Великого Мудреца.
• Внуши себе, что твой труд порадует близких и дорогих тебе людей.
• Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность, включи свои любимые мелодии. С ними работа идет весёлее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.
• Выполнив какую-то часть работы, оцени ее, и… похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
• Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.
• Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
• Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою леңь, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильный человек, значит, и в любом деле у тебя все всегда получится
Цитата урока
Учитель обращает внимание детей на цитату, которая записана на доске: «Счастлив тот человек, который занят своим любимым делом, работой, в которую он может вложить всю душу», – так считает Уильям Берроуз, американский писатель, философ.
– Что, по вашему мнению, значит – вкладывать душу в свою работу?
(Ответы детей).
Обобщая ответы детей, учитель акцентирует внимание на том, что на результате труда всегда сказывается настроение человека. Когда человек испытывает радость и удовольствие от своего труда, вкладывает в него свою любовь, старание, то любое дело у него получается.
Игра – практикум «Фабрика полезных дел»
– Представьте, что мы – мастера фабрики полезных дел. Давайте послушаем нашего библиотекаря и постараемся на деле применить свои знания, показать свое мастерство.
Библиотекарь кратко рассказывает о своем труде, о необходимости закрывать библиотеку на «санитарный день», чтобы отремонтировать книги, навести порядок на полках и т.д.
После рассказа библиотекаря детям задаются вопросы:
– Как вы думаете, только ли от библиотекаря зависит состояние книг в библиотеке?
– Что мы можем сделать, чтобы книги дольше служили людям?
– Кто заботится о чистоте и уюте в библиотеке?
– Нравится ли вам в нашей библиотеке? Почему?
После ответов детей класс делится на 2-3 группы – бригады. Одна бригада получает задание отремонтировать несколько книг: подклеить корешки, обложки, стереть ластиком пятна, пометки. Другая – навести порядок на полках. Третья – протереть пыль с подоконников, полить цветы.
Советы Великого Мудреца помогут нам выполняемую работу сделать интересной и радостной.
После завершения работы задаются вопросы:
– Понравилось ли вам трудиться?
– Легко ли было справиться с заданиями?
– Какой из советов мудреца вам помог?
Обобщая ответы детей, учитель говорит, что труд приносит радость когда, когда он посильный. Мы разделили труд на всех, поэтому нам было легко и весело трудиться.
– Надо уметь трудиться рядом с другими, принося пользу и радость себе и окружающим.
Домашнее задание.
Задание 1.
Круг от сердца к сердцу.
Учитель предлагает встать в круг и хором проговорить слова:
Хотим все знать и все уметь,
И везде во всем успеть!
Старших все мы уважаем
И в труде им помогаем!