Урок 21. Социальные права человека

0
637
фотошоп

Цели: подвести учащихся к пониманию особенностей социаль­ного государства, значению социальных прав человека; ознакомить учащихся с понятиями социальные права, приватизация жилья, ме­дицинское страхование; продолжить формирование умений анализи­ровать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (социальное государство, социальные права, социальное обеспечение, приватизация жилья, медицинское страхование, со­циальные пособия), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Домашнее строительство»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 42-45.

КАРТОЧКА № 42

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Почему важно знать права потребителя?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Кто является потребителем и продавцом на рынке?

– Каким российским законом защищаются права покупателей?

– Почему государство защищает права потребителей?

– Почему потребитель нуждается в достоверной информации о при­обретаемом товаре?

– В какие органы для защиты своих прав может обратиться поку­патель?

– Для чего необходимо сохранять кассовый чек, удостоверяющий покупку товара у продавца?

– На какие виды компенсации может рассчитывать покупатель при покупке товара ненадлежащего качества?

– Что такое сертификат соответствия товара стандарту?

– Как определяется размер компенсации за моральный ущерб?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 43

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Что такое деловая жилка?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Кто такой предприниматель?

– Какой деятельностью государство разрешает заниматься частным предпринимателям?

– Почему в современном мире распространен семейный бизнес?

– Какую пользу себе и обществу приносят частные предприятия?

– Приведите примеры семейной трудовой деятельности.

– В какой экономической сфере такая деятельность будет наиболее эффективна и востребована?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 44

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как формируется личный и семейный бюджет?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что такое бюджет?

– Из каких источников формируются семейные доходы?

– Куда идут основные расходы семьи?

– Что такое непредвиденные и сезонные расходы?

– Как поступить, если выделенных из семейного бюджета средств не хватает на крупную покупку?

– От каких экономических факторов зависит выбор стратегии веде­ния домашнего хозяйства?

– Что вы знаете о банковских вкладах и кредитах?

– Почему важно разумное ведение семейного хозяйства и стремле­ние увеличивать семейные и личные доходы?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 45

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Каким образом справедливо распределить хозяйственные обя­занности в семье?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Какие дела по ведению домашнего хозяйства называют хозяйст­венно-бытовыми?

– Как распределяются обязанности по ведению семейного хозяйства в традиционных семьях?

– Какие преимущества дает такой подход для внутреннего мира в семье?

– Что такое равноправие? Почему не все женщины пользуются этим, правом?

– Как психологи предлагают решать спорные моменты по ведению домашнего хозяйства внутри семьи?

9 А.В. Поз леев

– Какой вклад в ведение домашнего хозяйства могут внести дети?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

Объясните аббревиатуру сокращений: ЗАГС, УК РФ, ГК РФ, ООН, ВТО, ЕЭС. (ЗАГС — запись актов гражданского со­стояния, УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федера­ции, ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации, ООН-Организация Объединенных Наций, ВТО – Всемирная торговая организация, ЕЭС – Европейское экономическое сообщество.)

ВАРИАНТ В

– Подумайте, кому в семье могут принадлежать следующие обязанности: материальное обеспечение семьи; приготов­ление завтраков, обедов, ужинов; уборка квартиры; ремонт мебели, бытовой техники; стирка; организация выходных дней.

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 42-45, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Социальная политика государства.

2. Право на жилище.

3. Здоровье под охраной государства.

4. Право на социальное обеспечение.

Задача для учащихся: выяснить, живем ли мы в социальном государстве. Должно ли государство обеспечивать жильем каж­дого? Сколько стоит бесплатная медицина? Благотворительность: проявление силы общества или его слабости?

1. Рассказ учителя о социальной политике государства

Задание для учащихся: определите, что такое социальное го­сударство. Запишите в тетрадь основные направления социальной политики государства.

Вариант ответа в тетради:

Социальное государство – это государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, на предотвращение и успешное разрешение обще­ственных конфликтов.

Основные направления социальной политики:

• государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

• выплата государственных пенсий и социальных пособий соответствующим категориям населения;

• создание системы социальной службы занятости для тех, кто по тем или иным причинам не имеет постоянной работы, с выплатой им установленных законом пособий по безра­ботице;

• охрана труда и здоровья людей;

• установление гарантированного минимума заработной платы.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополни­тельного материала

Задание для учащихся: какие социальные конфликты предот­вращает социальная политика правительства Индии? Удалось ли ему добиться успехов в социальной политике?

Дополнительный материал

Я уже говорил, что жизнь в деревне не отличается разнообразием, – начал свой рассказ Варма. – Мой отец фермер, но состоял на государ­ственной службе в медицинском департаменте. Мы относимся к касте кайаста, что значит – находящийся на службе у правительства.

– О, мистер Варма, простите, что перебиваю, – говорю я, вспом­нив свое заветное желание. – Расскажите, пожалуйста, попутно

о кастах. Я вообще-то знаю о них, но мне хочется послушать ваше мнение.

– Хорошо, – соглашается Варма и, немного подумав, продолжа­ет. – Вам, может, неизвестно, что само слово «каста» означает цвет. Около 5 тыс. лет назад в Индию пришли арийцы. У них самих тогда уже было деление на два класса, знатных и простых людей. Но они были белокожие. А аборигены Индии – с темной кожей. Их назва­ли дасами, т. е. рабами. Тогда-то сначала и возникли касты белых и цветных. В течение многих столетий происходило смешение рас, и постепенно выделились четыре касты, различавшиеся теперь не по цвету, а по положению в обществе. Самые высшие были брамины от слова «брахман», что означает бог. Это были в основном священники и ученые люди. Затем шла каста кшатрия, куда относились воины. Они были почти равны браминам, т. к. фактически правили страной. Вай­шья – простые люди – стали торговцами и составляли третью касту. К четвертой касте – шудра – отошли все не арийского происхожде­ния племена. Они были рабочими, ремесленниками, земледельцами, скотоводами и т. д.

Эти касты в то время кроме социальных различий имели еще и расовое деление. В Махабхарате пишется, что брамины светлые, кшатрии – красноватые, вайшьи – желтоватые, а шудры – черные.

Первые три касты считались дважды рожденными, и только им разрешалось носить священный шнурок или бечевку на теле и читать Веды (священные книги индусов, написанные в арийский период). Тогда люди могли переходить из одной касты в другую. Значительно позже касты стали делиться на подкасты. Постепенно их стало ог­ромное количество. Почти каждая профессия превращалась в касту. Теперь кастовая принадлежность передавалась по наследству и выход из нее был невозможен.

Обычаи различных племен, их законы, табу, боязнь и преклонение перед богами, зверями, животными, а также привычки, связанные с профессией и ремеслами, становились характерными особенно­стями различных каст. Они сами устанавливали законы для себя. Каста, стоящая по положению выше, не могла иметь родственные отношения с более низкой. Иногда им не разрешалось даже сидеть за одним столом, т. к. полагали, что присутствие низшей касты может отравить пищу и окружающий воздух.

Эти обычаи и кастовое деление существуют в Индии по сей день. Хоть закон официально отменил касты, однако то, что воспитывалось в народе тысячелетиями, сразу не изменишь. Представьте себе, как может жить дружно семья, если в ней муж с детства привык к одним обычаям, а жена к другим; он, например, вегетарианец, а она нет; по ее обычаям в квартиру входят босиком, а ему это не нравится.

– Но ведь такое случается?

– Да, конечно. Особенно в городах, где больше современно мыс­лящих индийцев. Но в деревнях браки из разных каст и сейчас еще редки. Ведь прежде всего нужно помнить, что индийские семьи живут большими коммунами. Сыновья приводят жен в дом к отцу. Если в семье много сыновей да еще у отца есть братья, то в одном доме могут жить по 20-30 человек. И если в дом привести жену из другой касты, то это будет целая революция. Все восстанут. Сейчас, правда, грамотных становится все больше. Молодежь из деревни стремится попасть в город работать на заводе. Так что этот обычай, заставлявший сыновей жить в доме отца, меняется.

– А к какой касте принадлежат неприкасаемые?

Я задал этот вопрос очень осторожно, т. к. давно заметил, что Варма несколько болезненно воспринимает подобные темы. Непри­касаемые – это притча во языцех всех сведущих и несведущих лю­дей, приезжающих в Индию. Однако мы с Вармой давно уже друзья, и я знаю, что он не обидится. Правда, тень недовольства все же на лице его замечаю. Но вопрос задан, и он отвечает:

– Неприкасаемые всегда были вне кастовой системы. Они счита­лись по своему положению ниже самой низкой касты. Но, благодаря главным образом Махатма Ганди и его сторонникам, к неприкасае­мым сейчас совсем другое отношение в стране. Во-первых, для них открылись все индусские храмы, в которые раньше их не пускали. Махатма Ганди назвал их хариджанами, т. е. детьми бога. Во-вторых, государство предоставило хариджанам массу привилегий. Вы же знае­те, что на последних выборах одним из кандидатов на пост премьер- министра был руководитель партии Конгресс Арс – хариджанин по происхождению. Так что бывшим неприкасаемым сейчас все доступ­но. [10, с. 135-137]

Вариант ответа:

Кастовое разделение в Индии порождает социальное не­равенство, а значит и материальное неравенство, что ведет к возникновению напряженности и социальным конфликтам в обществе. Правительство Индии стремится повысить соци­альный статус выходцев низших каст, предоставляя им право на образование, овладение престижными профессиями, изменяя многовековые устои замкнутости общества. Результатом та­кой политики можно считать экономический рост, повышение благосостояния населения и выравнивание положения людей разных каст, где самым ярким примером может быть факт, что «на последних выборах одним из кандидатов на пост премьер- министра был руководитель партии Конгресс Арс – хариджанин по происхождению».

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (учебник 1 (с. 292-294)) и дополнительным материалом

Задание для учащихся: выяснить, почему право на жилье и охрана здоровья граждан должны находиться под контролем государства. Может ли наше государство обеспечить жильем всех желающих? Должно ли оно это делать? Какая из форм медицины лучше? Приведите доводы за и против.

4. Беседа по проделанной работе с ответами учащихся на поставленные вопросы

В беседе следует обратить внимание на следующие моменты:

• «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного само­управления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, ну­ждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установлен­ными законом нормами». (Ст. 40 Конституции РФ)

• Приватизация – передача жилья в частную собственность.

• Медицина платная и бесплатная. Страховая медицина.

5. Право на социальное обеспечение

При изучении этого пункта плана учитель может выбрать один из вариантов.

ВАРИАНТ А. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (учебник 1 (с. 294-295) или учебник 2 (с. 173-175)).

ВАРИАНТ Б. Рассказ учителя о праве на социальное обес­печение (в объеме учебника).

ВАРИАНТ В. Самостоятельное изучение дома с подготовкой сообщения о деятельности благотворительных организаций.

IV. Закрепление изученного на уроке

– Какие права человека относятся к социальным правам?

– Почему в нашей стране государство не может обеспечить жильем всех нуждающихся?

– Что такое минимальная заработная плата?

– Какие преимущества есть у платной медицины?

– Почему в социальной политике государства главным направ­лением должна быть защита семьи и детства?

– Какие группы населения нуждаются в социальном обеспе­чении со стороны государства?

V. Подведение итогов урока

– Живем ли мы в социальном государстве?

– Должно ли государство обеспечивать жильем каждого?

– Сколько стоит бесплатная медицина?

– Благотворительность: проявление силы общества или его слабости?

Домашнее задание

1. Прочитать § 45 учебника 1 (с. 291-295) или § 15 (с. 115) учебника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Какие направления в социальной политике нашей страны можно считать приоритетными?

– Почему проблемы жилья и здравоохранения остаются од­ними из главных проблем в социальной политике России?

– Как в нашей стране реализуется право на социальное обес­печение?

3. В тетради выполнить задание 5 на с. 296 учебника 1 или задания 3-4 на с. 116-117 учебника 2.