Цели урока: изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: таблица «Дождевой червь», рисунки червей, опросные листы.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
Опрос по базовым вопросам (работа в парах).
Из чего состоит кожно-мускульный мешок у дождевого червя?
Как разносится кислород по телу кольчатых червей?
Какого цвета кровь у дождевого червя и почему?
Какие функции выполняет кровь?
Что такое замкнутая кровеносная система?
Каково строение кровеносной системы и как по ней циркулирует кровь?
Какое строение тела называется членистым?
Какие структуры повторяются в каждом членике дождевого червя?
С чем связана высокая способность к регенерации у дождевого червя?
Каково строение пищеварительной трубки у кольчатых червей?
Как происходит процесс дыхания у малощетинковых и многощетинковых червей?
Как происходит процесс обмена семенной жидкостью у дождевых червей?
Как осуществляется оплодотворение у гермафродитного червя?
Какие признаки более высокой организации имеются у кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями?
Какого типа нервная система развита у дождевого червя и есть ли у него органы чувств?
Как очищается кровь у кольчатых червей?
Изучение нового материала.
Происхождение кольчатых червей.
О Изучив материал «Происхождение кольчатых червей в §21, составьте опорный конспект по теме.
М ногообразие кольчатых червей и их значение в природе и жизни человека. Тип Кольчатые черви включает, как нам известно, около 8 тысяч видов
червей. Широко распространены и известны: многощетинковые, малоще- тинковые черВи и пиявки.
Многощетинковые черви обитают преимущественно в водной среде. Большинство из них — морские донные животные, ползающие по дну или зарывающиеся в ил и песок, в основном в прибрежной зоне. Это нереида, например, и пескожил. Часть полихет ведет сидячий образ жизни, прикрепляясь к камням, раковинам моллюсков и др. (например, серпула). При этом серпула и многие другие прячутся в трубочки, образуемые из затвердевших органических или известковых выделений кожи. Ряд видов свободно плавает, например, томоптерис (всех этих червей можно показать на таблице «Дождевой червь»). Известно также небольшое число пресноводных, встречающихся в
озере Байкал, и паразитических представителей класса. Яркими отличительными особенностями многощетинковых червей являются … (учитель просит учащихся продолжить предложение):
щупальца, глаза, усики, расположенные в головном отделе;
подвижные боковые выросты тела, усаженные щетинками;
жабры — органы дыхания, которые представляют собой кожные выросты различной формы.
Малощетинковые кольчатые черви обитают преимущественно в почве и на дне пресных водоемов. Они не имеют всех перечисленных выше признаков. Каждый туловищный сегмент этих червей имеет маленькие щетинки, которые расположены пучками (пара боковых и пара брюшных). Кроме этого, все малощетинковые кольчецы — гермафродиты, тогда как большинство многощетинковых — раздельнополы. Известные нам представители класса — трубочники и дождевые черви.
Познакомимся с классом Пиявки.
О Прослушав рассказ учителя, составить характеристику пиявок.
На земном шаре насчитывается около 300 видов пиявок, их строение разнообразно, они обитают не только в болотистых водоемах, но и в реках, озерах, горных ручьях и даже в морях и океанах. Пиявки-кровососы действительно составляют большинство этого класса, но живут они за счет разных животных (представителей всех классов позвоночных, ракообразных, водных насекомых, червей и др.), а не только млекопитающих и человека. И совсем уж мало кому известно, что многие виды пиявок не могут сосать кровь, а принадлежат к числу хищников, которые целиком или по частям заглатывают мелких животных. Что касается пиявок, сосущих кровь у млекопитающих и человека, то в тропиках их изрядное количество, но в нашей стране таких видов всего 2-3 (из 50 пресноводных видов) и распространены они преимущественно в южных районах. Принадлежность пиявок к типу кольчатых червей не вызывает никаких сомнений. Для них характерно большинство основных признаков кольчецов. В то же время для пиявок характерны многие особенности, которые позволяют легко отличить их от других групп типа.
В связи с необходимостью прикрепляться к телу других животных для сосания крови у пиявок развились две присоски (передняя, окружающая рот, и задняя), тело стало более или менее уплощенным. Щетинок нет, ползают эти черви при помощи присосок. Число сегментов постоянное и у всех видов, за исключением одного, равно 33. Для них характерна вторичная кольчатость тела (каждый сегмент еще подразделяется на кольца), это увеличивает гибкость тела. Среди пиявок почти нет настоящих паразитов, большинство из них ведет активный образ жизни в поисках своих жертв. Поэтому у пиявок хорошо развита нервная система, и у всех червей, живущих на свету, имеются глаза. Тело очень мускулисто, и в этом отношении пиявки превосходят всех червей. Так, например, у дождевых червей мускулатура составляет 29,7% объема всего тела, а у пиявок — до 65,5%. Многие виды хорошо плавают. Вторичная полость тела у пиявок отсутствует, промежутки между органами заполнены соединительной тканью.
Хорошо известно, что после укусов пиявок раны долго кровоточат. Это объясняется тем, что в раны попадает особое белковое вещество гирудин (от гр. гирудо — «пиявка»), которое препятствует свертыванию крови. Благодаря гирудину и другим веществам, выделяемым слюнными железами, кровь месяцами сохраняется в желудке пиявок в жидком состоянии, не подвергаясь гниению.
Все пиявки — гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. Оплодотворенные яйца выделяются в коконах. У половозрелых пиявок, как и малощетинко- вых червей, в области половых органов на коже образуется «поясок».
В пресных водоемах обычно встречаются улитковая пиявка, малая и большая ложные конские пиявки (рисунок 26 на стр. 521 в книге «Жизнь животных» т.1), эти животные на людей не нападают. Кровью человека питается лишь медицинская пиявка, обитающая на Украине и Кавказе. Медицинскую пиявку с давних пор применяют при лечении некоторых болезней для отсасывания крови (особенно при кровоизлияниях в мозг, при закупорке вен, при инфаркте миокарда). При использовании пиявок человеком они отсасывают его кровь — давление в сосудах падает, тромбы рассасываются.
Какие особенности в строении и образе жизни отличают пиявок от других кольчатых червей?
На следующем этапе урока организуется работа учащихся с материалами учебника (§21).
О Изучив главу «Значение кольчатых червей», составьте 2 репродуктивных вопроса, 3 вопроса, расширяющих знания и 1 проблемный вопрос. Это будет подготовка к пресс-конференции по теме «Значение кольчатых червей в природе и жизни человека».
Примеры проблемных вопросов: j — Влияние червей на урожайность — не выдумка. А как доказать это опытным путем? Какие доказательства этому уже имеются?
От чего зависит численность дождевых червей на участке?
Если на 1 га почвы обитает приблизительно.около 4,5 млн. дождевых червей, то какова будет их масса?
Примеры вопросов, расширяющих знания:
Дождевыми червями питаются кроты, ежи, лягушки, скворцы, а человек? Употребляет ли человек в пищу дождевых червей или других представителей кольчецов?
Почему количество трубочников в водоемах, находящихся в черте города, особенно большое?
— Морские черви — это основная пища многих видов рыб, несмотря на это плотность их поселений остается почти одинаковой. Почему?
С какой целью акклиматизировали азовских нереид в Каспийском море? Когда это было?
Почему при высокой численности дождевых червей на участке хорошо живут растения?
С чем связан большой «интерес» рыб к морским и пресноводным кольчецам, которых они поедают в огромных количествах? и т.д.
Учитель может назвать свои вопросы, ответы на которые также будут интересны учащимся.
О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что некоторые остатки сооружений Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит?
Отсутствие дождевых червей практически всегда принимается за первые признаки неблагополучия почвы. В чем исключительность роли этих организмов?
После того как вопросы составлены и озвучены, учитель продолжает объяснение темы с опорой на наработанные вопросы.
Домашнее задание
§21, вопросы после параграфа. В тетради сделать записи о значении кольчатых червей.
Дополнительное задание: составить кроссворд, чайнворд по теме «Многообразие кольчатых червей» из 6—8 слов. Повторить материал по теме «Черви», подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.