Урок 21 «к вам александр андреич чацкий…» (анализ I действия)
Цели: понять своеобразие комедии Грибоедова в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Игра-беседа.
Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию:
1) Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.
2) В 13 лет поступил в университет.
3) Закончил за 6,5 лет два факультета.
4) Знал 3 языка: английский, французский, немецкий.
5) Грибоедов – замечательный композитор.
6) Грибоедов – известный дипломат.
7) Участвовал в войне 1812 г.
8) В Персию сослан за участие в восстании декабристов.
9) «Горе от ума» – трагедия, была написана в 1826 г.
10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.
11) Гибель его была случайной.
12) Погиб в Тифлисе.
13) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.
2. Индивидуальные ответы.
Два ученика выбирают карточки-билеты.
1) Рассказать об истории создания комедии.
2) Рассказать о правилах классицизма.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа о композиции комедии.
– Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие – нарушены.
1) Правило «трех единств»:
– единство времени (1 день);
– единство места (дом Фамусова);
– единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).
Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.
2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в III– кульминация, в IV – развязка.
3) Наличие любовного треугольника.
4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).
5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).
2. Работа над текстом комедии.
Учитель. Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.
Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.
1) Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия.
2) Беседа по содержанию прочитанного.
– Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?
– Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
– Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?
– С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)
3) Прослушивание магнитофонной записи 7-го явления (или чтение по ролям).
4) Беседа по содержанию 7-го явления.
– Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?
– Как встречает его Софья?
– Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?
– Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?
– Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляются «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
III. Итог урока.
Домашнее задание: дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).
Чацкий |
Фамусов, фамусовское |
|
1. Отношение к народу, крепостному праву |
||
2. Отношение к идеалам |
||
3. Отношение к просвещению |
||
4. Отношение к службе |
||
5. Отношение к иностранному |
||
6. Отношение к богатству и чинам |
||
7. Отношение к любви, браку, семейному счастью |
||
8. Понимание слова «ум» |