Урок 21. Государство и граждане

0
351
информатика

Цели: рассмотреть роль государства в жизни его граждан; раз­вивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.

Основные понятия: государство, гражданин, гражданство, су­веренитет.

Оборудование: учебник; дополнительные материалы; плод каштана; лист исследователя, который должен включать науч­ные понятия: «предмет исследования», «гипотеза», «цель работы», «методы исследования», «источники информации»; технические средства обучения.

План изучения нового материала

1. Что такое государство?

2. Что такое гражданство?

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель может зачитать ряд афоризмов о политике, госу­дарстве, гражданстве, приведенных в дополнительном материале к уроку.)

II. Лекция

Что такое государство?

Долгие тысячелетия существования человечества у людей теплится надежда на то, что когда-нибудь наступит время всеоб­щего благополучия и согласия: дети будут слушаться родителей, младшие уважать старших, не будет начальников и подчиненных, бедных и богатых, знатных и безродных, уйдут в прошлое пре­ступления и ложь, зависть и нетерпимость, конфликты и войны. Верующие связывают свои надежды с Богом, политики — с созда­нием справедливого общества, многие рассчитывают на успешное развитие личности под влиянием культуры, воспитания, образо­вания.

Однако, пока всеобщее благосостояние и согласие не достиг­нуты, пока в мире, в отдельных странах, в семьях очень часты столкновения противоположных интересов, конфликты и ссоры, необходима сила, которая регулировала бы эти отношения, спа­сая тем самым общество и отдельных людей от полного разлада и гибели.

Такой силой, регулирующей отношения в обществе, стало государство.

В науке выделилось несколько основных подходов к проблеме происхождения государства. Теологическая теория основывается на идее творения государства высшими силами,патриархальная теория развития государства строится из первичной общности людей — семьи, договорная теория видит исток государства в со­глашении между людьми, теория насилия — в завоевании одного народа другим, ирригационная теория связывает происхождение государства с условиями хозяйствования в бассейнах великих рек, в основе биологической ипсихологической теории лежит органи­ческая разница природных типов самих людей. Классовая, марк­систская теория полагает, что государство возникает в результате имущественного расслоения общества на основе частной собст­венности на средства производства и как следствие этого раскола па враждебные классы. В данном случае государство выступает в качестве силы, призванной удерживать угнетенных в повинове­нии угнетателям. Каждая из теорий отмечает один из факторов, приведших к изменению общественной жизни, к появлению госу­дарств. Реальный процесс — это смешение, сочетание различных факторов, причем уникальное для каждого народа.

III. Работа с текстом параграфа

1. Просмотреть содержание учебного материала на с. 101 — 106.

2. Составить словарь новых понятий.

3. Выписать главные признаки государства.

Словарь понятий

Суверенитет — государственная независимость.

Демократическое государство — государство, в котором народ участвует в управлении им.

Недемократическое государство — власть находится в руках одного человека или группы людей.

Монархия — во главе государства стоит король или царь, власть которого передается по наследству.

Республика — верховную власть осуществляют органы, кото­рые избираются народом на определенный срок.

Признаки государства:

1) единая территория;

2) суверенитет;

3) аппарат управления;

4) налоги;

5) наличие своих законов;

6) гражданство.

IV. Исследование понятия «гражданство»

(Учитель приглашает к доске одного ученика, завязывает ему глаза и вкладывает в ладонь неизвестный для учащихся предмет, например плод каштана.)

— (Имя ученика), подойди, пожалуйста, ко мне.

— Не волнуйся.

— Я завяжу тебе глаза этой повязкой и дам в руки предмет.

Постарайся определить, что это такое.

— Сложно выполнить задание?

— Какое испытываешь желание?

— Развяжем повязку.

— Посмотрите на предмет внимательно.

— Вы можете сказать, что это? (Плод каштана.)

(Часто ученики не могут определить название предмета даже с открытыми глазами, следовательно, урок может развиться по следующему сценарию.)

Я продемонстрирую вам самый простой путь к познанию — слово учителя. В моих руках плод каштана. Но есть и другой путь — это путь исследования, обращаясь к нему, вы должны были бы самостоятельно ответить на поставленный вопрос.

Внимательно прослушайте предложение: «В нашей стране действует Федеральный закон “О гражданстве Российской Фе­дерации”». Вам все понятно в этом предложении?

Итак, нам предстоит определить, что такое гражданство, ис­пользуя различные источники.

Перед каждым из вас лежит лист исследователя, в котором указан предмет исследования. Предлагаю предположить, что та­кое гражданство, и записать предположение (гипотезу).

Вам необходимо изучить текст и окончательно дать опреде­ление понятию «гражданство» на вашем листе исследователя.

Пример

Лист исследователя

Предмет исследования: понятие «гражданство».

Гипотеза: гражданство — это…

Цель работы: дать определение понятию «гражданство».

Методы исследования: изучение литературы, обобщение.

Источники информации: фрагменты работ Аристотеля «По­литика», Цицерона «О законах», Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

Определение понятия «гражданство»._________

Группа 1 пойдет по традиционному пути — изучит понятие по учебному пособию (с. 106 — 108), в котором найдет открытый от­вет на вопрос.

Группа 2 изучит дополнительный материал и самостоятельно сформулирует определение (учащиеся изучают фрагменты работ Аристотеля «Политика», Цицерона «О законах»).

V. Подведение итогов урока

— Какой путь познания был наиболее простым?

— Какой более сложным?

Домашнее задание

Прочитать параграф нас. 101-110. Нескольким ученикам под­готовить сообщения о государственных символах.

1. Государственный герб.

2. История государственного гимна.

3. История государственного флага.

4. История рубля.

Дополнительный материал Качества политического лидера (по опросам населения)

1. Профессионализм, подготовленность к исполнению политической должности.

2. Информированность в области политических знаний.

3. Умение и готовность проявлять инициативу в политических дей­ствиях, взять на себя ответственность.

4. Влияние, оказываемое лидером на политический процесс, должно быть не мнимым, а реальным и весомым.

5. Готовность и отсутствие боязни нести ответственность за своих последователей.

6. Способность воспринимать и выражать интересы широких на­родных масс.

7. Способность к политическому творчеству, выдвижению, совер­шенствованию и реализации новых идей.

8. Обладание политической интуицией и острым чувством полити­ческого времени.

9. Способность своими словами и действиями убеждать и увлекать за собой людей.

10. Обладание доверием людей. Лидер должен быть человеком чест­ным, порядочным, не взяточником и не жуликом.

Черты и признаки политической партии

1. Добровольное объединение граждан.

2. Цель партии — участие в осуществлении политической власти.

3. Партия имеет общие политические интересы, на их основе раз­рабатывается программа, формулирующая стратегию и тактику партии, то есть цели и задачи борьбы, а также пути и средства их достижения.

4. Партия имеет свою организацию — численность, постоянство сос­тава, формализованное членство, внутреннюю структуру (все эти вопросы находят свое освещение в уставе партии).

5. В партии четко выделяется руководящее ядро, лидеры.

6. Партия имеет свое имущество, финансовые средства, свои средства массовой информации — газеты, журналы, каналы телевидения и радиовещания.

7. Для многих политических партий характерно наличие определен­ных символов, значков, знамен, иногда даже формы.

Политика (афоризмы)

«Политика есть искусство возможного» (О. Бисмарк).

«Политика не есть искусство возможного; политика — искусство не­возможного» (В. Гавел).

«Политика — это неустанный выбор из двух зол» (Д. Морлей).

«Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам» (Наполеон Г).

«В политике приходится делать много такого, чего не следует делать» (Т. Рузвельт).

«В политике приходится предавать свою страну или своих избирате­лей. Я предпочитаю второе» (Ш. де Голль).

«Что собственною волею избирает человек, то и любит он» (В. Ф. Ма­линовский).

«Заниматься политикой — все равно что сморкаться или писать не­весте. Это надо делать самому, даже если не умеешь» (Г. Честертон).

«Политик — человек, который, увидев свет в конце тоннеля, начинает рыть другой тоннель» (Д. Куинтон).

«Легко быть терпимым к чужим убеждениям, если у тебя самого нет никаких» (Г.-С. Сэмюэль).

«Фанатизм во имя порядка готов внести анархию» (В.О. Ключевский).

«Политик не должен быть слишком умен. Очень умный политик видит, что большая часть стоящих перед ним задач совершенно нераз­решима» (С. Лем).

«Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение» (У. Черчилль).

«Честный политик — тот, кому руководитель его избирательной кам­пании не говорит, как он выиграл выборы» (Д. Робинсон).

«Пропаганда — это монолог, который ищет не ответа, но эха» (У. Оден).

«Ложь пропаганды говорит правду о государственном строе» (Л. Кумор).

«Правитель должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять» (Еврипид).

«Представительное правление — инструмент, на котором могут иг­рать лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (К. Меттерних).

«Если вы в меньшинстве — говорите; если в большинстве — голосуй­те» (Р. Шерман).

«Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь на­род некоторое время; но нельзя дурачить все время весь народ» (А. Лин­кольн).

«Обсуждать надо часто, решать — однажды» (Сир Публий).

«В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в ре­чах» (Конфуций).

«Вера — то, ради чего умирают, идеология — то, ради чего убивают» (А. Бенн).

«Народы так же падки на лесть, как и тираны» (А де Ламартин).

Аристотель «Политика»

(Аристотель рассматривает государство как естественное образова­ние, существующее ради «лучшей жизни» своих граждан. Граждане у Ари­стотеля — свободные люди, они занимаются только военными делами, зако­нотворчеством и судопроизводством. Сельское хозяйство и ремесло — удел рабов. Аристотель не выделяет государства из гражданского общества. Правильными формами государства он считал монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), а неправильными — тиранию, олигар­хию, тимократию, где признается только личное благо правителя.)

Всякое государство представляет собой своего рода общение, вся­кое же общение организуется ради какого-либо блага… причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение называется государством или общением политическим.

Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершен­ное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлею­щего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государ­ство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения.

Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравствен­ном смысле существо, либо сверхчеловек… Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, и т. п. А совокупность всего этого и создает семьи и государства. Первич­ным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части.

Природа желает, чтобы и физическая организация свободных людей отличалась от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для необходимых физических трудов, свободные же люди дер­жатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни.

Государственный строй в его целом является не демократией и не олигархией, но средним между ними — тем, что называется политией; полноправны при ней только те, кто носит тяжелое вооружение… В «За­конах» же говорится, что наилучшее государственное устройство должно заключаться в соединении демократии и тирании; но эти последние едва ли кто-либо станет вообще считать видами государственного устройства, а если и считать их таковыми, то уж наихудшим из всех. Итак, правильнее суждение тех, кто смешивает несколько видов, потому что тот государ­ственный строй, который состоит в соединении многих видов, действи­тельно является лучшим.

Ввиду того что государство представляет собой нечто составное, по­добно всякому целому, но состоящему из многих частей, ясно, что сна­чала следует определить, что такое гражданин (Polites), ведь государство есть совокупность граждан. Итак, кого следует называть гражданином и что такое гражданин… Гражданин — это тот, кто имеет участие в зако­носовещательной и судебной власти. Отсюда мы можем утверждать, что он и является гражданином данного государства. Государством же мы и называем совокупность таких граждан.

Остается еще одно затруднение в определении понятия «гражданин»: является ли гражданином действительно только тот, кому можно при­нимать участие в управлении, или же гражданами нужно считать так­же и ремесленников? Если считать также и тех, кто не имеет доступа к должностям, то, выходит, добродетель начальствующего не может быть свойственна всякому гражданину, потому что в указанном случае граж­данином оказывается и этот… Разумеется, он не метек и не иноземец… Государство есть общение свободных людей.

Цицерон «О законах»

Итак, государство есть достояние народа, а народ не любое соедине­ние людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соедине­ние многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью людей. Первой причиной для такого соединения людей является не их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе.

Что такое государство, как не достояние народа? Итак, достояние общее, достояние, во всяком случае, гражданской общины. Но что такое гражданская община, как не множество людей, связанных согласием? У римских авторов мы читаем: «…вскоре множество людей, рассеявшихся по земле и скитавшихся по ней, благодаря согласию превратилось в граж­данскую общину»(Августин).

Осуществление (управления) следует поручать либо одному человеку, либо нескольким выборным, или же его должно на себя брать множество людей, т. е. все граждане… Когда власть находится в руках одного чело­века, мы называем этого одного царем, а такое государственное устрой­ство — царской властью.

Когда власть находится в руках выборных, то… эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же… является такая община, в которой все находится в руках народа… При царской власти все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодатель­ства и принятия решений, да и при государстве оптиматов народ едва ли может пользоваться свободой, будучи лишен какого бы то ни было участия в совместных совещаниях и во власти, а когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это несправедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении.

Ты с полным основанием спрашиваешь, какой из трех видов государ­ственного устройства наиболее одобряю я, ведь ни одного из них самого по себе, взятого в отдельности, я не одобряю и предпочитаю каждому из них то, что как бы сплавлено из них всех, взятое вместе. Но если пона­добится выбрать какой-нибудь один строй в чистом виде, то я одобрил бы царскую власть (и поставил бы ее на первое место).

Герб

Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» — наследство. Гербом называется изображение, которое в условной форме показывает истори­ческие традиции государства или города. В старину гербы имели также дворянские роды и отдельные лица.

Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, меда­лях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более четырех тысяч лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта — змея, Персии — орел, Ар­мении — лев, увенчанный короной, Афин — сова, Коринфа — крылатый конь, острова Родос — роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек. Старинные гербы русских городов рассказы­вают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зеленый — изобилие, красный — му­жество и храбрость.

Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаще. Привстав в стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Этот герб появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарскими пол­чищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаме­нитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.

Этот герб чеканился и на монетах. Некоторые историки считают, что такие монеты Московского княжества могли по всаднику с копьем назы­ваться «копейными деньгами», а позже — просто «копейками». Впрочем, есть и другие мнения о происхождении слова «копейка».

Позже, при Иване III, Москва становится центром Русского государ­ства. Иван III женится на племяннице византийского

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь