Урок 20. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Цели: показать сходство склонений причастий и прилагатель ных; закрепить навыки разора словосочетания; способствовать раз витию речи учеников.
Методические приемы: лингвистический разбор, устные вы ступления, объяснения учителя, конструирование предложений, словарная работа.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Слушаем 3-4 выступления, предупреждаем о продолжении слу шаний на следующем уроке.)
Свободный диктант (по тексту упражнения 63).
II . Изучение темы «Склонение причастий»
Сопоставление падежных окончаний прилагательных и при частий (по материалам учебника, с. 29).
Склонение прилагательных и причастий во множественном числе (самостоятельная работа; один из учеников выполняет зада ние на доске).
Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Глас ные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.
3. Выполнение упражнений.
Упражнение 64: склонение словосочетаний, конструирование предложений. Один из учеников выполняет задание на доске. Упражнения 65, 66: самостоятельная работа.
Комментарии к упражнению 66.
Словосочетания с главным словом – существительным: свер лящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.
Словосочетания с главным словом – причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.
III . Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,29,30), в словари ки. Придумать предложения с этими словами (по вариантам).
Присутствовать, искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка.
Домашнее задание
1- §
Упражнение 62 (подготовка устного выступления).
Упражнение 67.