Урок 20. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

0
780

Урок 20. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Цели: показать сходство склонений причастий и прилагатель­ ных; закрепить навыки разора словосочетания; способствовать раз­ витию речи учеников.

Методические приемы: лингвистический разбор, устные вы­ ступления, объяснения учителя, конструирование предложений, словарная работа.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Слушаем 3-4 выступления, предупреждаем о продолжении слу­ шаний на следующем уроке.)

Свободный диктант (по тексту упражнения 63).

II . Изучение темы «Склонение причастий»

Сопоставление падежных окончаний прилагательных и при­ частий (по материалам учебника, с. 29).

Склонение прилагательных и причастий во множественном числе (самостоятельная работа; один из учеников выполняет зада­ ние на доске).

Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Глас­ ные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.

3. Выполнение упражнений.

Упражнение 64: склонение словосочетаний, конструирование предложений. Один из учеников выполняет задание на доске. Упражнения 65, 66: самостоятельная работа.

Комментарии к упражнению 66.

Словосочетания с главным словом – существительным: свер­ лящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.

Словосочетания с главным словом – причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.

III . Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,29,30), в словари­ ки. Придумать предложения с этими словами (по вариантам).

Присутствовать, искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка.

Домашнее задание

1- §

Упражнение 62 (подготовка устного выступления).

Упражнение 67.