Урок 20. Мировая система

0
557
литература

Цели: ознакомить с основными понятиями параграфа; развивать умения высказывать собственное понимание проблем темы.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель называет тему урока, просит учащихся объяснить, как они понимают термин «мировая система», и обобщает их ответы.) Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Сущность теории У. Валлерштайна.

2. Характеристика составных частей мировой системы.

3. Место России в современном мире.

II. Изучение нового материала

1. Сущность теории У. Валлерштайна

Американский политолог У. Валлерштайн разделяет всю мировую систему на три части: ядро, полупериферия, периферия.

Используя настенную «Политическую карту мира», учитель называет группы стран, относящиеся к каждой составной части

мировой системы. Учащиеся должны сформулировать кратко сущность каждой группы стран.

– Прочитайте материал на с. 60 (учебник Кравченко) и запишите сущностную характеристику теории У. Валлер-штайна.

2. Характеристика составных частей мировой системы

– Работая с текстом параграфа, заполните таблицу «Основные черты современной мировой системы».

Составная часть

Основные черты

Государства

(Одновременно несколько учащихся получают индивидуальное задание:

а) найти отличия между странами ядра, полупериферии и периферии;

б) чем различаются страны первого, второго, третьего и четвертого мира.

Учитель проверяет выполнение заданий и вносит по мере необходимости коррективы.

Групповая работа: выполнение практикума, с. 66. Необходимо смоделировать проблемы каждой группы стран и наметить возможные пути их решения.

Группы используют метод Дельфи, или метод «мозгового штурма».

Лидеры групп сообщают о результатах работы. Пока выступает один лидер, остальные учащиеся готовят вопросы. За ответы на эти вопросы группы получают дополнительные баллы. Лидер получает индивидуальную оценку, к которой причисляются баллы за вопросы и ответы. Общая сумма делится на число активных участников и выставляется средний балл. По усмотрению учителя он может быть выставлен в журнал.)

3. Место России в современном мире

– К какой части мировой системы относится Россия по вашему мнению?

– Обоснуйте свой вывод конкретными примерами.

– «Задача состоит не в том, чтобы выискивать в истории России черты, сближающие эту историю с историей Запада или Востока, а в том, чтобы изучать историю нашей Родины независимо от эталонов, такой, как есть», – таково кредо российского историка середины прошлого века Н.И. Павленко. Согласны ли вы с этим мнением?

III. Закрепление изученного материала

Учитель подводит итоги работы, оценивает деятельность групп и отдельных учащихся, выставляет оценки.

Домашнее задание

Подготовьтесь к контрольной проверке знаний по всему модулю.