Урок 2 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

0
662
Казахстан

Ц е л и: ознакомить учащихся с обстоятельствами, их обозначением на письме; развивать умения распознавать обстоятельства в предложении.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

И г р а «Поймай грамматическую основу».

О п и с а н и е. Учитель диктует текст. Учащимся нужно найти («поймать») и записать только грамматическую основу.

Осень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай.

П р о в е р к а. Учащиеся читают записанные грамматические основы и обосновывают свой выбор.

– Чем являются остальные слова в предложении? (Второстепенными членами.)

II. Формирование новых знаний.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о второстепенных членах предложения и узнаем, на какие группы они делятся.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 9.

З а д а н и е. Прочитайте текст. Объясните написание пропущенных орфограмм. Найдите в каждом предложении грамматическую основу.

– Какими членами предложения являются выделенные слова? Работа выполняется в тетрадях и на доске.

Под руководством учителя из упражнения выписываются словосочетания с выделенными словами.

О б р а з е ц. Выпал (откуда?) из гнезда.

– Прочитайте сведения о языке на с. 7.

– Как называются выделенные слова из упражнения 9?

З а у ч и в а н и е правила (записано на доске).

На вопросы где? когда?

как? откуда? и куда?

Обстоятельства всегда

Дадут ответы вам, да-да.

III. Закрепление.

1. Упражнение 10 выполняется по заданию учебника.

Учащиеся, комментируя, записывают предложения, разбирают их по составу. При выполнении последнего задания учитель обращает внимание учащихся на выделенные обстоятельства из упражнения 9.

2. Упражнение 11 выполняется устно.

– Прочитайте данные в упражнении выражения.

В о п р о с ы:

– Как называются эти выражения? (Фразеологизмы.)

– Как вы понимаете значение первого и второго фразеологизма? Близки ли они по значению?

– Что вы можете сказать о третьем выражении?

Р а с с к а з у ч и т е л я.

История фразеологизма «спустя рукава»

Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее – 130–140 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

3. Упражнение 12 выполняется по заданию в учебнике.

IV. И г р а «Найди обстоятельство».

О п и с а н и е. Учащиеся делятся на группы (команды). Каждая группа получает задание (текст), в котором нужно подчеркнуть обстоятельства, надписать над ними вопросы, на которые они отвечают. Выигрывает та команда, которая быстрее и в то же время правильно справится с заданием.

Т е к с т з а д а н и я.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и все!

А. Барто

О т в е т: куда, вскачь, в огород, под ворота, там, под колесо.

V. Итог урока.

– Какие второстепенные члены предложения называются обстоятельствами?

– На какие вопросы они отвечают?

– Как обстоятельства выделяются при разборе предложений по составу?

Домашнее задание: упражнение 13, правило на с. 7.