Цель урока: познакомить учащихся с представлением о «самоценности»; пробудить осмысление и принятие себя «таким, какой я есть»; прививать детям желание и стремление исследовать самих себя: характер, способности и качества; развивать чувства самоуважения, уверенности и достоинства.
Методы: беседа, объяснение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа.
Ресурсы: х рестоматия, тетрадь «Моя помощница», музыкальный материал.
Круг радости
Работа в тетради
Учитель предлагает детям выполнить задание 1 и руководствоваться инструкцией:
1. В колонку «Мои лучшие черты» запишите черты или особенности своего характера, которые вам нравятся и составляют вашу сильную сторону.
2. В колонку «Мои способности и таланты» запишите свои способности и таланты в учебе, общении, познании, игре, творчестве.
3. В колонку «Мои достижения» запишите свои достижения в семье, в школе, в учебе, в кругу друзей.
Игра «Кто это?»
Учитель знакомит детей с правилами игры.
– Для нашей игры нужно выбрать водящего. Играть мы будем так: водящий загадывает про себя кого-нибудь из присутствующих ребят. Задача остальных игроков – догадаться, кого он загадал, задавая наводящие вопросы. Например: «На какой цветок похож он?», «Добрый ли он?», «Любит ли помогать друзьям?» и т.д.
Главное в этой игре – нельзя использовать некорректные вопросы, которые могут обидеть друг друга, унизить достоинство и оскорбить чувства.
Игра проводится под веселую, подвижную музыку. После завершения игры учителю рекомендуется задать игрокам вопросы:
– Были ли вы удивлены тем, как представляют вас друзья?
– Расскажите, с чем вы согласны, а с чем – нет?
Ответы детей.
Работа с хрестоматией
Перед чтением учитель дает пояснение слов: «Д екларация – это официальное или торжественное программное заявление». «Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства».
Н. Стебенева, Н. Королева. «Декларация моей самоценности»
«Декларация моей самоценности» – это своеобразный гимн человека самому себе.
«Я – это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.
Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает.
Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я – это Я, и Я – это замечательно!»
Учитель предлагает детям закончить предложения словами и фразами из текста, которые дети считают самыми важными для себя.
– Мне принадлежит…
– Я знаю…
– Я могу…
Игра «Ищем секрет»
– Давайте пофантазируем и представим себе гениального ученого, который создал робота – вашего двойника. Сделал он это настолько виртуозно, что ваш двойник даже в мельчайших деталях схож с вами. Но в нем есть одна особенность – робот хмур, неулыбчив и неразговорчив. Поэтому вы не желаете, чтобы окружающие вас люди принимали двойника за вас.
А теперь подумайте, поразмышляйте и ответьте на вопросы:
– Что в вас есть такого, что невозможно продублировать?
– Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену?
– Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет о себе вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы – это вы, а не ваша копия?
Дети размышляют.
Домашняя работа
– В тетради выполните задание 2.
В хрестоматии прочитайте сказку «Самое главное».
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель демонстрирует детям волшебный карандаш (ручку, платочек и др.). Тот, у кого он окажется, должен рассказать всем о своих достоинствах, которыми он больше всего гордится и которые ярко раскрывают его как личность.