Вид деятельности: составление мозаичного панно из цветной бумаги.
Цели: развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию, наблюдательность к окружающему миру; эстетическую восприимчивость; продолжать формировать эстетическое отношение к искусству; обобщить впечатления от летних каникул; совершенствовать умения и навыки работы с цветной бумагой.
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, клей, белая бумага, лоскуты ткани.
Зрительный ряд: репродукции картин Д. Налбондяна «Яхты», Г. Чернышева «Крепость Гагры».
Ход урока
I. Организация класса.
II. Беседа.
– Тема нашего урока – составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке».
– Какую картину рисует ваше воображение?
– Обратите внимание на репродукции картин. Что объединяет эти два полотна?
– Какое впечатление производят эти картины?
– Какие парусники можно увидеть сегодня на реке?
Дети делятся впечатлениями о увиденных парусниках на реке.
– Какое впечатление на вас производят яхты?
– Все ли парусники, участвовавшие в парусной регате, были одинаковыми?
– В чем было их различие?
– Какие парусники вы хотели бы изобразить на своем панно?
– Каких размеров будут лодки – одинаковые или разные?
– Где будут располагаться бóльшие по размеру яхты, а где – меньшие? Почему?
– Как называется пейзаж, который изображает водное пространство?
– Мозаичное панно выполняется из маленьких кусочков цветной бумаги. Для фона можно взять голубой или синий картон. Паруса лодочек можете выполнить разноцветными, как и сами лодочки.
Работа над аппликацией начинается с карандашного эскиза, затем готовятся лист для фона и детали. Наклеивать следует сначала самые большие элементы, а затем уже маленькие детали.
III. Самостоятельная работа.
– Обдумайте композицию своего панно, предварительно выполнив карандашный эскиз.
В первую очередь наклеиваются фрагменты лодочек, потом – паруса.
Для парусов можно использовать кусочки материи, а для мачт – спички.
Панно получается объемным. (См. Приложение.)
IV. Итог урока.
Выставка и оценка работ; анализируется перспективное расположение парусников.
Домашнее задание. Наблюдать за изменениями в природе. Принести на урок овощи и фрукты.