Урок 2 Мир и Европа в начале Средневековья

0
760
метод печати

Цели урока: систематизировать и расширить знания учащихся, по­лученные при изучении истории Древнего мира, о Римской империи и варварах, об их взаимоотношениях, судьбах Западной Римской им­перии и Восточной Римской империи в период Раннего средневеко­вья, возникновении в Европе новых цивилизаций.

Основные термины и понятия: Великое переселение народов, варвары, варварские королевства, империя, средневековая западноев­ропейская и средневековая восточноевропейская цивилизации.

Основные даты: 395 г., 476 г.

Оборудование и раздаточный материал: настенные историче­ские карты «Падение Римской империи», «Народы и их передвижение в Европе в IV—VII веках», атлас, контурные карты, схема «Великое переселение народов», кроссворд «Византия», листки-заготовки для составления синквейна по теме «Римская империя», схема «Новые средневековые цивилизации Европы».

План урока

1. Причины и последствия Великого переселения народов.

2. Византийская и Франкская империи.

3. Нашествия на Европу арабов, норманнов и венгров в период Ран­него средневековья.

Ход урока

1 Учитель вывешивает настенную историческую карту «Падение За­падной Римской империи», с которой учащиеся работали в 5 классе, при этом закрывает название карты и дает задание.


а) Определите название карты.

б) «Прочитайте» карту. Какую ин­формацию вы можете извлечь из нее?

О границах Римской империи.

О разделении империи на Западную и Восточ­ную.

О территориях, которые вошли в состав империй. О племенах, нападавших на империю.


• Учитель дополняет ответы учащихся о последних веках Римской империи, о вторжении варваров, опадении в476 г. (V в.) Западной Римской империи, делает заключение.

Со второй половины II в. и весь III в. в пределы Римской империи непрерывно вторгались варвары (так греки и римляне называли паро­ды, которые казались им грубыми и необразованными и чей язык они не понимали). Из варваров самыми опасными были племена германцев. Непрерывные вторжения варваров осложняли положение империи. Управлять огромной державой становилось все труднее и труднее. Император Феодосий перед своей кончиной в 395 г. разделил импе­рию между двумя сыновьями. Так на месте единой державы образо­вались два государства: латиноязычная Западная Римская империя п грекоязычная Восточная Римская империя.

• Далее учитель освещает вопрос о нашествии на Европу гуннов, вводит понятие «Великое переселение народов», значение которого записывает на доске.

Массовое продвижение различных пародов и племен (германских, славянских и других) на территорию Римской империи и Западной Европы в IV -VII вв.

Используется настенная карта «Народы и их передвижения в Ев­ропе в IV—VII веках».

• Учитель объясняет причины и последствия Великого переселе­ния народов. Для наглядности используется схема «Великое переселе­ние народов». Учащиеся называют, какие цифры на схеме соответству­ют причинам, какие — последствиям.

великое переселение народов


• Учитель вводит понятие «варварские королевства» (запись на до­ске).

Государства, созданные варварами в У—УП1 вв. после завоевания территории Западной Римской империи

• Работа по данному вопросу заканчивается выполнением заданий:

1) из рабочей тетради (№1(1 —2 б.) на с. 7, № 2 (3—4 б.) на с. 7, № 2 (5—6 б.)1 на с. 8);

2) вопрос нас. 12 учебника (по историческому источнику «Историк Григорий Турский (VI в.) о нашествии варваров»),

2 Учитель подводит итоги работы учащихся над первым вопросом и заданиями, делает краткое обобщение о судьбах Западной Римской империи и Восточной Римской империи в период Раннего средневе­ковья, не вводя название «Византийская империя». Затем предлагает учащимся разгадать кроссворд*.

Если вы правильно отгадаете слова, то в выделенных клеточках прочтете название страны, о которой пойдет речь сегодня на уроке.

Кроссворд мир и европа в начале средневековья

1. Название народов Европы, не имевших городов, письменности и гово­ривших на непонятных для греков и римлян языках. 2. Большое государство, созданное путем территориальных захватов, во главе с императором. 3. Са­мая большая часть света. 4. Германские племена, основавшие королевство во Франции. 5. Исторические сочинения в Западной Европе, которые соответ­ствовали летописям в Древней Руси. 6. Наука, изучающая близкое и далекое прошлое человечества. 7. Почетное звание, признаваемое обществом. 8. Вера людей в сверхъестественные силы и существа, Бога или богов, духов, которые являются предметом поклонения.



• Учащиеся самостоятельно изучают вопрос «Византийская и Франкская империи» (§ 1, п. 3, с. 10—11) и с помощью учителя со­ставляют синквейн по теме «Римская империя». Учитель дает ин­струкцию, как составить синквейн (см. Приложение, с. 166), раздает листки с формой синквейна и набором примерной лексики: Западная, Восточная, Южная, Северная; отражает, борется, воюет, разделя­ется, погибает; Римская империя прекратила свое существование, За­падная Римская империя прекратила свое существование, на террито­рии Западной Римской империи завоеватели-германцы создали королев­ства; варварство, гибель, победа.

3 Вступительное слово учителя о нашествиях.

Работа учащихся с картой атласа «Нашествия на Европу арабов, венгров, норманнов» (с. 5).

— Стрелками какого цвета показаны направления набегов арабов?

— Откуда пришли арабы?

— Какие территории в Европе они захватили?

— Стрелками какого цвета обозначены на карте направления нападений норманнов?

— Кто такие норманны? Где они проживали?

— Куда совершали набеги норманны?

— Стрелками какого цвета показаны направления нашествий венгров?

— Откуда (сторона горизонта по отношению к Европе) шли ветры?

— Страны какой Европы атаковали кочевники-венгры?

— Чем закончились вторжения арабов, норманнов и венгров в Европу?

Далее учитель говорит об образовании в Европе двух новых циви­лизаций, иллюстрируя схемой:

новые цивилизации европы


Для закрепления понятия «цивилизация» учитель предлагает вы­полнить задание рабочей тетради (с. 6, 9—10 б.).

Домашнее задание: § 1, вопросы на с. 12.