Цели урока: систематизировать и расширить знания учащихся, полученные при изучении истории Древнего мира, о Римской империи и варварах, об их взаимоотношениях, судьбах Западной Римской империи и Восточной Римской империи в период Раннего средневековья, возникновении в Европе новых цивилизаций.
Основные термины и понятия: Великое переселение народов, варвары, варварские королевства, империя, средневековая западноевропейская и средневековая восточноевропейская цивилизации.
Основные даты: 395 г., 476 г.
Оборудование и раздаточный материал: настенные исторические карты «Падение Римской империи», «Народы и их передвижение в Европе в IV—VII веках», атлас, контурные карты, схема «Великое переселение народов», кроссворд «Византия», листки-заготовки для составления синквейна по теме «Римская империя», схема «Новые средневековые цивилизации Европы».
План урока
1. Причины и последствия Великого переселения народов.
2. Византийская и Франкская империи.
3. Нашествия на Европу арабов, норманнов и венгров в период Раннего средневековья.
Ход урока
1 Учитель вывешивает настенную историческую карту «Падение Западной Римской империи», с которой учащиеся работали в 5 классе, при этом закрывает название карты и дает задание.
а) Определите название карты.
б) «Прочитайте» карту. Какую информацию вы можете извлечь из нее?
О границах Римской империи.
О разделении империи на Западную и Восточную.
О территориях, которые вошли в состав империй. О племенах, нападавших на империю.
• Учитель дополняет ответы учащихся о последних веках Римской империи, о вторжении варваров, опадении в476 г. (V в.) Западной Римской империи, делает заключение.
Со второй половины II в. и весь III в. в пределы Римской империи непрерывно вторгались варвары (так греки и римляне называли пароды, которые казались им грубыми и необразованными и чей язык они не понимали). Из варваров самыми опасными были племена германцев. Непрерывные вторжения варваров осложняли положение империи. Управлять огромной державой становилось все труднее и труднее. Император Феодосий перед своей кончиной в 395 г. разделил империю между двумя сыновьями. Так на месте единой державы образовались два государства: латиноязычная Западная Римская империя п грекоязычная Восточная Римская империя.
• Далее учитель освещает вопрос о нашествии на Европу гуннов, вводит понятие «Великое переселение народов», значение которого записывает на доске.
Массовое продвижение различных пародов и племен (германских, славянских и других) на территорию Римской империи и Западной Европы в IV -VII вв.
Используется настенная карта «Народы и их передвижения в Европе в IV—VII веках».
• Учитель объясняет причины и последствия Великого переселения народов. Для наглядности используется схема «Великое переселение народов». Учащиеся называют, какие цифры на схеме соответствуют причинам, какие — последствиям.
• Учитель вводит понятие «варварские королевства» (запись на доске).
Государства, созданные варварами в У—УП1 вв. после завоевания территории Западной Римской империи
• Работа по данному вопросу заканчивается выполнением заданий:
1) из рабочей тетради (№1(1 —2 б.) на с. 7, № 2 (3—4 б.) на с. 7, № 2 (5—6 б.)1 на с. 8);
2) вопрос нас. 12 учебника (по историческому источнику «Историк Григорий Турский (VI в.) о нашествии варваров»),
2 Учитель подводит итоги работы учащихся над первым вопросом и заданиями, делает краткое обобщение о судьбах Западной Римской империи и Восточной Римской империи в период Раннего средневековья, не вводя название «Византийская империя». Затем предлагает учащимся разгадать кроссворд*.
Если вы правильно отгадаете слова, то в выделенных клеточках прочтете название страны, о которой пойдет речь сегодня на уроке.
1. Название народов Европы, не имевших городов, письменности и говоривших на непонятных для греков и римлян языках. 2. Большое государство, созданное путем территориальных захватов, во главе с императором. 3. Самая большая часть света. 4. Германские племена, основавшие королевство во Франции. 5. Исторические сочинения в Западной Европе, которые соответствовали летописям в Древней Руси. 6. Наука, изучающая близкое и далекое прошлое человечества. 7. Почетное звание, признаваемое обществом. 8. Вера людей в сверхъестественные силы и существа, Бога или богов, духов, которые являются предметом поклонения. |
• Учащиеся самостоятельно изучают вопрос «Византийская и Франкская империи» (§ 1, п. 3, с. 10—11) и с помощью учителя составляют синквейн по теме «Римская империя». Учитель дает инструкцию, как составить синквейн (см. Приложение, с. 166), раздает листки с формой синквейна и набором примерной лексики: Западная, Восточная, Южная, Северная; отражает, борется, воюет, разделяется, погибает; Римская империя прекратила свое существование, Западная Римская империя прекратила свое существование, на территории Западной Римской империи завоеватели-германцы создали королевства; варварство, гибель, победа.
3 Вступительное слово учителя о нашествиях.
Работа учащихся с картой атласа «Нашествия на Европу арабов, венгров, норманнов» (с. 5).
— Стрелками какого цвета показаны направления набегов арабов?
— Откуда пришли арабы?
— Какие территории в Европе они захватили?
— Стрелками какого цвета обозначены на карте направления нападений норманнов?
— Кто такие норманны? Где они проживали?
— Куда совершали набеги норманны?
— Стрелками какого цвета показаны направления нашествий венгров?
— Откуда (сторона горизонта по отношению к Европе) шли ветры?
— Страны какой Европы атаковали кочевники-венгры?
— Чем закончились вторжения арабов, норманнов и венгров в Европу?
Далее учитель говорит об образовании в Европе двух новых цивилизаций, иллюстрируя схемой:
Для закрепления понятия «цивилизация» учитель предлагает выполнить задание рабочей тетради (с. 6, 9—10 б.).
Домашнее задание: § 1, вопросы на с. 12.