Эпиграф к уроку:
У природы нет другого мозга, кроме того, что она с таким трудом втиснула человеку в голову.
Бернард Шоу
Цель: сформировать у учащихся представление о происхождении человека и его отличиях от животных.
Учащиеся должны знать, что:
самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное;
в процессе общения происходит формирование таких человеческих качеств, как язык, способность мыслить и т. д.;
социальное и биологическое слиты в человеке воедино;
наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животного является способность мыслить;
в игровой, учебной и трудовой деятельности, развиваются многообразные человеческие качества.
Учащиеся должны понимать, что такое:
человек;
человек – существо биосоциальное;
мышление;
потребность;
общение;
игровая деятельность;
учебная деятельность;
трудовая деятельность;
производственная деятельность;
государственная деятельность;
политическая деятельность;
интеллектуальная деятельность;
художественная деятельность;
самореализация;
способности.
Учащиеся должны уметь:
объяснять смысл понятий;
характеризовать качества человека;
проследить способность человека к творческой деятельности.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
ПЛАН
Отличие человека от других живых существ.
Мышление и речь.
Как человек реализует себя?
Данный урок представляет собой изучение нового материала, но это не урок- лекция, так как учащиеся имеют сведения об отличии человека от животного еще из курса истории древнего мира.
Всту пител ьная беседа.
Вспомните, что вам известно о происхождении человека.
Почему человек выделился из мира животных? Что этому способствовало?
Чем человек отличается от других живых существ? (Составить кластер.)
– Согласны ли вы с тем, что человек произошел от животных? Организуется работа в двух больших группах: одна группа доказывает, чго человек действительно выделился из мира животных; другая группа – противники этой точки зрения. |
Результаты деятельности групп записываются втаблицу:
|
Выполнение заданий.
Задание 1. Проанализируйте высказывания. Выскажите свои собственные суждения. Согласитесь или опровергните данные точки зрения.
«Сущность человека неизменна и «нового человека» создать не удастся, надо только идти к тому – в том и подлинный смысл прогресса – чтобы человечество жило собственно человеческой, а не животной своей сущностью». (Александр Круглов.)
«Человек – самое больное и уродливое среди животных, он опасно отклонился от своих инстинктов жизни». (Фридрих Ницше.)
«Человек крепко стоял на своих ногах до тех пор, пока у него их было четыре». (Срба Павлович.)
«Поскольку человек произошел из царства животных, то ясно, что он никогда не избавится от звериных элементов». (Фридрих Энгельс.)
«Человек — единственное животное, обладающее способностью смеяться и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним». (Поль Валери.)
«Из того, что человек – животное, еще вовсе не следует, что для него обязательно было бы быть скотом». (Николай Михайловский.)
Что значит: человек – существо социальное? Человек – существо биологическое? (Ответить на этот вопрос ученикам поможет текст параграфа.)
Как вы понимаете слова российского ученого-конструктора, журналиста Александра Локтева: «Из всего животного мира только человек думает, что он думает».
После высказываний учащихся необходимо обратить их внимание на то, что наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить.
Задание 2. Приведите примеры о необходимости мыслительной деятельности.
Задание 3. Проанализируйте следующие высказывания о человеке. Какое из них ближе вашей точке зрения? Почему?
«Человек становится человеком только через язык». (В. Гумбольдт.)
«Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться». (Д. Аддисон.)
«Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных – нет. (Э. Берн.)
«Человек – это знание, которое познает самое себя». (Е. Евтушенко.)
«Человек – это существо, способное на деятельность, на которую не способно никакое другое существо». (Восточный философ.)
«Человек – единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью». (Дж. Каллингвуд.)
Учащиеся высказывают свои мысли, в данном случае возможна дискуссия.
Но почему философы постоянно обращались к человеку, анализировали и анализируют различные стороны его материального и духовного бытия?
Н. Бердяев сказал: «Философ