Цели: обучать построению предметов цилиндрической формы с передачей сокращенного в перспективе круга; познакомить с понятием и сущностью светотени и ее градаций; обогатить и углубить элементарные знания школьников об орудиях труда человека; развивать умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любви к труду, аккуратности.
Оборудование:
Изобразительный ряд: образец педагогического рисунка «Орудия труда человека» (карандаш); фанерные или картонные круги; детские ведро и лопатка; гипсовый цилиндр.
Литературный ряд: стихотворение С. В. Михалкова «Наши дела»; загадки.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня тема урока – «Орудия труда человека».
Отгадайте, какие орудия труда вы будете рисовать.
Рядом с дворником шагало, разгребало снег кругом
И ребятам помогало делать гору, строить дом.
Что это?
Верно, это лопата.
За водой идут – песни звонкие поют,
А назад идут – слезы льют.
А это что?
Правильно, это ведра.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Как только человек появился на свет, он не захотел зависеть от окружающего мира, а решил этот мир изменить. И люди до сих пор изменяют его – все быстрее и быстрее. Мы с полным правом можем называть этот мир нашим: он полон нашими зданиями, приспособлениями, машинами. Со времен первых орудий труда, созданных еще в каменном веке два миллиона лет назад, люди продолжают изобретать все новые и новые вещи, чтобы сделать жизнь легче, удобнее, безопаснее и увлекательнее. Но некоторые из этих вещей настолько важны, что без них мы не могли бы и сейчас делать определенные трудовые операции. К таким орудиям труда относятся как раз и лопата с ведром.
IV. Вводная беседа.
Учитель. Вспомните, что вы знаете об этих предметах с уроков природоведения и технологии.
Каково практическое назначение лопаты?
Для чего нужно ведро?
Первые фермеры, жившие около 9 тысяч лет назад на Среднем Востоке, наверное, здорово уставали. Они тогда обнаружили, что семена растут лучше, если перед посевом взрыхлить почву и потом прополоть всходы. А служили им в этой работе оленьи рога и острые палки. Ничего себе работка! Спину так и ломило. А уже около 6 тысяч лет назад египтяне пахали землю заточенным куском твердого дерева. И уж после появилась лопата.
А вы помогаете своим родителям и бабушкам с дедушками в обработке огорода и сада?
Молодцы! Послушайте стихотворение о том, как и другие ребята помогают своим родным.
НАШИ ДЕЛА
– Я утром раньше всех встаю И сам стелю постель свою. – А я ботинки по утрам Себе и брату чищу сам. |
– Я тоже дома, чем могу, На кухне маме помогу. – Я без работы не сижу – Сама в руках утюг держу. |
– Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
– Мы разбиваем огород,
У нас немало с ним хлопот.
– В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень!
Немало дела детворе
В густом лесу, в доме, во дворе,
А главное – за партой в школе.
С. Михалков
V. Анализ внешнего вида и особенностей предметов цилиндрической формы.
Учитель. Перед вами детские лопатка и ведро.
Каковы очертания лопаты и ведра?
Верно, лопата имеет цилиндрическую форму, поэтому сегодня вы узнаете, как надо изображать предметы цилиндрической формы на плоскости листа бумаги.
Каковы пропорции лопаты и ведра?
Правильно, у лопаты рабочая часть укладывается в черенке четыре раза. При этом рабочая часть по высоте и ширине имеет одинаковые пропорции. А ведро по высоте больше его ширины.
Какую окраску имеют лопата и ведро?
Предметы быта, техники, объекты природы, которые вам придется рисовать, часто имеют форму цилиндра, конуса, шара. Чтобы правильно их рисовать, надо хорошо представлять себе особенности их видимой формы при различном положении в пространстве.
У цилиндра есть два основания. Правильные круги оснований мы можем увидеть только в том случае, если смотрим на него сверху или повертываем его к себе основанием фронтально. Во всех других случаях мы видим основания сокращенными, так и нужно передавать их на рисунке.
VI. Работа над новым материалом.
Учитель. Выполняя рисунок этих предметов, пользуйтесь линией симметрии.
Что это за линия, для чего она нам нужна?
Верно, линия симметрии делит пополам предмет на две зеркально похожие части. Пользуясь линией симметрии, мы строим предмет более легко и правильно.
Ведро цилиндрической формы. Давайте рассмотрим цилиндрическую форму на примере стеклянного стакана. Благодаря прозрачности вы хорошо видите форму дна. Это пример того, как дно, имеющее форму круга, на рисунке будет изображаться в форме овала. Это явление зрительного сокращения формы круга можно увидеть путем наблюдения картонной или фанерной модели – круга. Если то поднимать его выше ваших глаз, то, наоборот, опускать ниже глаз, вы видите зависимость между положением круга по отношению к горизонту и степенью его перспективного сокращения.
Технические приемы изображения сокращенного круга.
Посмотрите, какие приемы изображения сокращенного круга можно использовать. Форма овала может быть различной в зависимости от соотношения (расстояний) между большой и малой его осями.
Учитель рисует на доске овал – эллипс.
Можно нарисовать овал по его осям. А можно обойтись и без осей и изобразить овал плавной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
Показывает на доске каждый прием несколько раз, а учащиеся повторяют это в тетрадях.
Выполняя предметы цилиндрической формы, всегда помните о том, как важно точно передавать степень сокращения круга в перспективе.
Сегодня мы выполняем рисунок непрозрачного цилиндрического предмета – ведра. Поэтому рисовать его дно будем как бы «насквозь», чтобы форму передать точно.
Передача объема с помощью светотени.
Чтобы нарисовать предметы более реалистичными, художникам нужно передать объем этих предметов.
Передача освещения с помощью светлых и темных тонов называется в изобразительном искусстве светотенью. Светотень играет большую роль. Благодаря светотени можно изобразить объемность людей и предметов. Светотень передает живую прелесть природы, воздух, бесконечное разнообразие света и тени.
Светотень – это распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, ее окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий.
В рисунке освещенные части предметов называются светом, неосвещенные – тенью.
Участки перехода света к тени называют полутенью.
Собственная тень получается на тех участках поверхности предметов, куда лучи от источника света не падают.
Тень от предмета называют падающей тенью.
В собственных тенях различают более светлые места – рефлексы, получающиеся от отраженного света, то есть подсвечивания собственной тени.
На предметах с блестящей или прозрачной поверхностью – металле, стекле – образуются блики. Блики – это участки поверхности, которые являются наиболее освещенными.
Необходимо помнить, что на округлых предметах самое светлое и самое темное места несколько отодвинуты от края.
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок лопаты и ведра (см. Приложение).
1. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге каждым из предметов. Проведем линию симметрии. Значение этой линии усиливается, так как она дает возможность проверить правильность построения рисунка. Укажем высоту каждого из предметов.
2. Теперь надо отметить величину изображения на бумаге. Для этого укажем действительные пропорции предметов – отношения ширины к высоте. У ведра высота будет чуть больше, чем у его края, а вот дно намного меньше высоты. У лопаты черенок в четыре раза больше самой лопаты. Поэтому высоту лопаты поделим на четыре части, самая нижняя будет высотой рабочей части.
3. Передадим перспективу окружности краев и дна ведра. Изображаю суженные в перспективе круги его краев и дна. Посмотрите, дно, расположенное ниже краев ведра, должно изображаться в виде более широкого овала, чем края. У лопаты прорисуем толщину черенка. Определим форму рабочей части лопаты – чуть закругленный край с острым концом.
4. Выполним лопату и ведро в тоне с помощью светотени. Вы видите, что переход от освещенной части ведра к теневой мягкий и постепенный. В первую очередь косой штриховкой заштриховываем всю поверхность и ведра, и лопаты, занятую тенью и полутенью. Затем наносим самое темное место – падающую тень от ведра. Прокладываем тень на самом предмете. Прорабатываем светотень, следя за передачей мягкости переходов от полутени к тени. Как тень, так и переходы, лучше наносить штрихами «по форме», то есть повторяя форму поверхности предмета. Рисунок закончен.
Чтобы достичь мягкости перехода от светлого к темному, не следует растирать штрихи пальцем или бумажкой, а надо добиваться этого усилением или ослаблением нажима пальцев на карандаш и изменением расстояния между штрихами. Особое внимание обратите на то, чтобы в штриховке не было случайных пятен или линий.
Показ приемов нанесения светотени посредством рисунка на доске сопровождается объяснением.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполняя самостоятельно рисунок лопаты и ведра, постоянно сравнивайте свои рисунки с натурой.
IX. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь грамотно переданы пропорции и очертания лопатки и ведра.
2. Обобщение изученного материала.
Какая линия сегодня помогала нам выполнить предметы цилиндрической формы – лопатку и ведро – более грамотно?