Цели урока: углубить и конкретизировать знания о широтной зональности, о взаимосвязях между компонентами природных зон. Познакомить с особенностями природных зон субтропических поясов, с мерами охраны их природы.
Средства обучения: карты: природных зон, климатическая, почвенная, зоогеографическая; гербарий, учебные картины, таблицы “Растительный мир материков”, “Животный мир материков”, экранные пособия (слайды, видеофильмы).
Основные представления и понятия: природный комплекс, природная зона, почва, климатический пояс, западный перенос воздуха в общей циркуляции атмосферы, жестколистные вечнозеленые растения.
Межпредметные связи: античные государства Средиземноморья (история).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Разнообразие природных зон в пределах субтропического пояса. Географическое положение основных зон пояса
Объяснение учителя. Причины разнообразия природных зон субтропических поясов.
Практическая работа. Определение по картам атласа географическое положение отдельных зон.
2. Зона средиземноморских вечнозеленых жестколистных лесов, редколесий и кустарников
Рассказ учителя. Особенности климата, почв, растительности и животного мира зоны; степень сохранности природы и меры охраны природы зоны.
Сообщение одного из учащихся. Комнатные растения, чья родина – субтропики Средиземноморья.
Практическая работа. Анализ карты и текста учебника. Нанести зону на контурные карты материков южного и северного полушария.
3. Зона переменно-влажных (муссонных) субтропических лесов
Задание. Установить географическое положение зоны на материках. Определить особенности климата зоны.
Рассказ учителя. Образное описание муссонных субтропических лесов (почвы, типичные растения и животные), степень сохранности природы зоны; характерные черты этих лесов на каждом из материков.
4. Субтропические полупустыни и пустыни
Объяснение учителя. Особенности географического положения зоны, причины сухости климата, черты сходства и отличие этой зоны от зоны тропических пустынь. Видовой состав растений и животных.
Практическая работа. Создание на контурной карте модели размещения зон, характерных для субтропического пояса.
Закрепление изученного
Почему в пределах субтропического пояса формируется несколько природных зон?
В какой из трех зон этого пояса особенно много антропогенных комплексов? Почему?
В какой из зон субтропического пояса самый разнообразный видовой состав растений? Почему?
Какие виды хозяйственной деятельности развиты в каждой из зон субтропических поясов?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку