Урок 19. Обобщение по теме «Население»

0
645
физика

Цели: проверить задания и умения учащихся по разделу «Население».

Оборудование: игровое поле, магнитная доска, фишки и магнитики с номерами команд, кубик, вопросы для игры.

Тип урока: игра «Геошанс».

Ход игры

Класс разбивается на команды по 3-4 человека. На доске вычерчива­ется игровой поле.

Отвечать в команде следует всем ученикам по очереди. Если ученик не справился с заданием, то право ответа переходит к капитану. Если и он не справился с заданием, то вопрос откладывается. При поведении итогов игры следует выделить как команду победительницу, так и выставить оцен­ки отдельным ученикам за качество ответов.

Фишки команд размещаются в секторе «старт».

Команда № 1 выбрасывает кубик и узнает коэффициент сложности.

ступень сложности — задания на проверку знания определений по­нятий;

ступень сложности — задания на проверку знания фактического материала;

ступень — задания на проверку знания закономерностей, класси­фикаций;

ступень — задания на проверку умения работать с картой, статисти­ческим материалом;

ступень — задания на проверку понимания причинно-следствен­ных связей;

ступень сложности — задания на творческое применение знаний.

При правильном ответе на вопрос, фишка команды переставляется на столько клеточек, сколько выпало на кубике. В случае неправильного ответа или отсутствия ответа отвечает капитан. Можно предусмотреть клет­ки «П», «X», «М».

«П» — приз — фишка перемещается на одну клетку вперед.

«X» — право на внеочередной ход.

«М» — музыкальная пауза от команды.

На обдумывание ответа дается не более одной минуты.

Команда, чья фишка достигла сектора «Финиш» первой, считается победительницей.

Задания на 1 балл

В 1 балл оцениваются задания на знание определений и терминов, знание фактического материала.

Что такое урбанизация, продолжительность жизни, демографическая политика, тип воспроизводства, городской взрыв, ложная урбанизация и т.д.

Что такое мировая религия?

Назовите регионы с самой большой численностью и самой большой плотностью населения.

Назовите основные религиозные центры мира.

Задания на 2 балла

К заданиям, оцененным в 2 балла, можно отнести вопросы на провер­ку знаний классификаций.

Перечислите виды миграций.

Каковы причины миграций.

Какие страны относятся к однонациональным?

Какие языки считаются рабочими языками ООН?

Приведите примеры крупнейших языковых семей мира. Какие на­роды к ним относятся?

Какие виды религий вы знаете?

Выпишите названия четырех стран из представленного списка, подав­ляющая часть населения которых исповедует ислам: Пакистан, Конго, Ма­рокко, Эквадор, Филиппины, бутан, Лесото, Бангладеш, Сомали, Таиланд.

В каких странах больше половины населения совершает пятикрат­ную ежедневную молитву: Албания, Алжир, Бруней, Вьетнам. Гайана. Зимбабве, Кения, Малайзия, Мали, Пакистан, Румыния, Филиппины.

Разбейте перечисленные страны на группы по преобладающей религии: Алжир, Бангладеш, Болгария, Грузия, Турция, Испания, Ко­ста-Рика, Монголия, Мьянма, Польша, Норвегия, Эстония, Япония.

Какой из народов зарубежных стран родственных якутам и тувин­цам, самый многочисленный? В каких природных зонах живет боль­шинство представителей этой языковой семьи?

Задания на 3 балла

Каковы причины мировых миграций?

Каким образом миграции влияют на численность и размещение населения, его половозрастной состав?

В чем причина неравномерности размещения населения по терри­тории планеты?

Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые?


Расскажите о связи типа воспроизводства населения с демографи­ческой политикой.

Задания на 4 балла

Покажите на карте районы трудовой эмиграции.

покажите на карте районы национальных конфликтов.

Покажите на карте страны, население которых исповедует буддизм.

Проанализируйте карту «уровень урбанизации по странам мира».

Сделайте анализ половозрастных пирамид на с. 55 в учебнике.

Расскажите о распределении мировых миграций по регионам мира.

Задания на 5 баллов

Какие табу есть в религиях и чем они объясняются?

В чем проявляется влияние религии на хозяйство и демографичес­кую ситуацию стран?

Укажите, в каких регионах мира большинством жителей не могли бы использоваться для повседневной трапезы следующие продукты пи­тания: свинина, говядина.

В возрастной структуре населения принято выделять следующие группы: дети (0-16 лет), взрослые (15-59 лет), пожилые люди (старше 60 лет). Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроиз­водства населения? Население, какой из возрастных групп преобладает в каждом типе воспроизводства, почему?

Какой из типов воспроизводства населения появился раньше? От­вет поясните.

Какие цели преследует демографическая политика?

Задания на 6 баллов

Почему основные религии мира возникли именно в Азии?

Объясните причины распространения мировых религий, а и нерас­пространения национальных религий.

Почему приверженцев местных верований много в Африке и Ла­тинской Америке?

Назовите основные религиозные центры. Объясните появление их именно в этих районах мира. Когда они стали выполнять роль религиозных центров?

Покажите на карте современные очаги национальных конфликтов. Укажите причины их появления.

Объясните причину появления высказывания Томаса Мальтуса: «Война — это лучшее, что мог дать нам бог». (Это высказывание появи­лось в период демографического взрыва в Европе.)

Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется традиция большой семьи?

Подведение итогов работы на уроке, выделение команды победитель­ницы, выставление оценок за урок.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь