Урок 18. Урбанизация в России. Города России

0
522
window

Цели: Изучить, как проходил процесс урбанизации в России, типологию городов и функции городов. Учить проведению социологического опроса. Развивать творче­ские способности учащихся, умение анализировать статистические данные. Пока­зать значение городов в материальной и духовной жизни населения. Учить учащих­ся дискутировать по проблемам городов. Дать понятия: урбанизация, агломерация, мегаполис.

Оборудование: Политико-административная, физическая и карта плотности на­селения. Схемы городов – Москвы, Санкт-Петербурга.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Проверить выполнение творческих заданий.

Творческое задание «Мой край в судьбе России».

Ученики, составившие кроссворд, могут задать вопросы кроссворда своим то­варищам.

Проверить работы на контурных картах.

Географический тест:

Самый многочисленный народ России (русские) относится к языковой семье:

а) алтайской; б) индоевропейской; в) уральской.

В славянскую группу вместе с русскими входят …

а) украинцы; б) карелы; в) белорусы.

Второй по численности народ России – это …

а) украинцы; б) башкиры; в) татары.

Назовите народы, входящие в тюркскую группу, но исповедующие право­славие.

а) татары; б) чуваши; в) якуты; г) башкиры.

Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буд­дизм, – это …

а) буряты; б) калмыки; в) коми.

Установите соответствие.

а) православие 1) башкиры

б) ислам 2) русские

в) иудаизм 3) евреи.

Укажите народы, говорящие на языках финно-угорской группы.

а) удмурты, карелы, коми;

б) чуваши, татары, башкиры;

в) чеченцы, карачаевцы, аварцы.

Выберите народы, имеющие свои автономии.

а) нанайцы;

б) мордва;

в) коряки.

В какой из республик преобладает коренное население?

а) Карелия;

б) Дагестан;

в) Хакассия.

В какой из республик преобладает русское население?

а) Удмуртия;


б) Тыва;

в) Чечня (Ичкерия).

Ответы: /. б; 2. а, в; 3. в; 4. б, в; 5. б; 6. а – 2, б – 1, в – 3; 7. а; 8. б, в; 9. б; 10. а.

Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с урбанизацией в России. Что же такое урбаниза­ция? Под урбанизацией часто понимают рост доли городского населения, процесс распространения городского образа жизни, увеличение числа городов, формирова­ние сети городов.

Страна городов

Древняя Русь была страной городов. Норманны называли Русь «Гардарикой»; т. е. «страной городов».

Первые города возникли еще в I тысячелетии н. э. В IX в. в летописях упомина­ются города Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром. К XII веку насчитыва­лось уже около 150 городов, а до нашествия монголов на Руси насчитывалось до 3000 городов.

Во времена Петра I было основано много новых городов. Все знают об «окне в Европу» – Санкт-Петербурге. А при Екатерине II было изменено территориальное деление России, создано 500 уездов, для которых были учреждены уездные центры. Многие села (165) получили статус города.

В XIX веке города, как опорные пункты, были образованы на границах Россий­ской империи: на Дальнем Востоке (Владивосток, Благовещенск), на Кавказе (Гроз­ный, Владикавказ).

Более 600 городов было образовано после Октябрьской революции. Больше все­го возникло промышленных центров в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке.

В сер. XX в. рядом с крупными городами возникли города науки – «наукограды» (около Москвы – Дубна, Реутов, Зеленоград и др.). Выросли города-курорты в Кры­му, на Черноморском побережье Кавказа (Ялта. Сочи). Появились города – центры военной промышленности, так называемые закрытые города (города призраки).

Вопросы к классу:

Назовите причины роста числа городов. (К росту числа городов привело строительство железных дорог. Города, через которые проходша железная дорога, получили преимущество для своего развития.)

В кон. XIX – нач. XX в. в России было всего два города-миллионника (Санкт- Петербург и Москва) и около десятка городов с населением более 100 тысяч жи­телей (Киев, Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород, Астрахань и др.). Что привело к росту городов в последующие годы? Как изменилась численность го­родов? (К росту городов привели: отмена крепостного права (1861 г.), процесс индустриализации 30-х годов XX в. К концу 30-х гг. в России доля городского на­селения (уровень урбанизации) увеличилась с 18% до 34%; к 1958 г. доля город­ского населения достигла до 50%, а к началу 2002 года она оставила 74%.)

Назовите современные города-милионники и покажите их на карте. (Москва –

млн чел.; Санкт-Петербург -4,7 млн чел.; Новосибирск -1,4 мпн чел.; Нижний Новгород – 1,36 млн чел.; Екатеринбург – 1,27 млн чел.; Самара –

17 .млн чел.; Омск – 1,158 млн чел.; Челябинск – 1 млн чел.; Пермь – 1 мчн чел.; Уфа – 1,0 млн чел.; Казань – 1,0млн чел.; Ростов-на-Дону – 1,0млн чел.)

Какой населенный пункт считается городом? (Городом может считаться на­селенный пункт с населением более 12 тысяч человек, которые работают не в сельском хозяйстве.)

Города – многофункциональные центры, т. к. они выполняют множество функций: административные, промышленные центры, культурные, научные, транспортные.

Малые до 20 тысяч жителей (до 50 тысяч).

Средние до 100 тысяч жителей.

Большие – более 100 тысяч жителей.

Крупные – более 250 тысяч.

Крупнейшие – более 500 тысяч.

Города-миллионеры.

Города различают по функциям и по численности населения: по численности населения

Запись в тетрадь

Мегалополис (греч. megas – большой, polis – город; происходит от названия древнегреческого г. Мегалополь, возникшего от слияния более чем 35 поселений) – наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций.

Городская агломерация – это группы близкорасположенных городов, объеди­ненных тесными связями:

трудовыми (в Московской агломерации ежедневно тысячи людей, живущих в городах-спутниках (Люберцы, Мытищи, Одинцово…) едут на работу в Москву.

культурно-бытовые (поездки на выставки, в театры, в магазины и др.).

производственные (поставки сырья, материалов и др., т. е. связи между пред­приятиями городов-спутников и крупного города).

инфраструктурными – совместное использование коммуникаций, сетей (теп­ло-, энерго-, водо-, газоснабжения, очистных сооружений).

Самостоятельно: прочитать толкование термина «инфраструктура».

Задания:

По уч. А., с. 83; по уч. Д., с. 47:

Выясните, что такое поселки городского типа. (Населенные пункты с числом жителей более 3 тысяч, из которых 85% не занято в сельском хозяйстве.)

Где в России наибольшая доля городского населения, то есть, где выше уро­вень урбанизации? Почему? (Самые высокоурбанизированные субъекты Рос­сийской Федерации – это, во-первых, северные территории, где сельским хо­зяйством из-за экстремальных природных условий заниматься очень трудно или невозможно – Мурманская область – 92%; Магаданская область – 92%; Ханты-Мансийский АО – 91%; во-вторых, высокая доля городах в промыш­ленных районах с крупной агломерацией – например, Московская область.)

Найдите (прил. табл. 1, уч. А.) республики, округа и области с низким уровнем урбанизации.


IV.Закрепление

Что называется урбанизацией?

Что такое агломерация?

Что такое мегалополис?

Что такое инфраструктура?

Назовите уровень урбанизации в России на начало XXI века? (73-74%)

Назовите функции города. (Административные, промышленные, культурные, транспортные и т. д.)

Как делятся города по людности? (Малые, средние, большие, крупные, круп­нейшие, города-миллионники.)

Назовите и покажите на карте города-миллионники.

Можно ли считать городом населенный пункт с численностью жителей в 10 ты­сяч человек, в 15 тысяч человек?

Назовите города своей области, республики, края, округа.

Домашнее задание

По уч. Д.: §8, задания № 1; По уч. А.: §16-18, с. 51.

Задания группам (5 групп):

группа – Провести социокультурный практикум с. 76 (уч. А.).

группа – Моя точка зрения с. 78 № 2 (уч. А.).

группа – Моя точка зрения с. 79 № 2 (уч. А.).

группа – Творческое задание:

а) Передайте мысли о любимом городе в стихах, очерке, рассказе и т. д.

б) Изучите гербы городов своей республики, области, а также городов Рос­сии, где вы побывали, или хотите побывать.

группа – Подготовить сообщение «Сельский образ жизни».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь