УРОК 18 УЧИМСЯ ДОБРОТЕ

0
11

Добро надо делать с умом.

Русская народная пословица

Цель: расширять представление о доброте как нравственной ценности.

Задачи:

– формировать представление о доброте мыслей, слов, чувств, дел, поступков;

– развивать способность различать добрые и недобрые поступки человека;

– воспитывать доброе отношение к людям и окружающему миру.

Ресурсы: аудиозапись стихотворения Е. Серова «Добрый великан», карточки с заданиями, силуэты корабликов со следующими названиями: «Вежливость», «Помощь», «Трудолюбие», «Щедрость», «Скупость», «Драчун», «Улыбка», «Добрые мысли», «Ласковые слова», «Защита», «Волшебный сундучок»; дипломы «Добрый великан».

Круг доброты

Учащиеся встают в круг и хором произносят слова, сопровождая их движениями:

Луг, луг, луг золотой,

Солнечный луг всегда со мной,

Добро в тебе, добро во мне,

Добро кругом, добро везде!

– Повернитесь друг к другу и скажите добрые слова, используя выражение: «Мне в тебе нравится…»

Наедине с собой

– Ребята, вы почувствовали доброту друзей?

– Вы хотите, чтобы доброта каждого из вас стала больше? Давайте ее «подрастим». Закройте глаза и представьте, как может выглядеть доброта. На вдохе растим ее, делаем больше. Чувствуем, как «растет» наша доброта. Представьте образ, который имеет ваша доброта, ее цвет, очертания… Теперь выдох… Вам хорошо и спокойно…

– Каждый по-разному представил доброту. И в жизни люди иногда по-разному проявляют доброту.

Послушайте древнюю китайскую историю.

Рассказ учителя

Изложение содержания древней китайской истории.

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

– Зачем столько птиц?

Император ответил:

– У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живьми.

– Кто же кормит птенцов? – спроил мудрец.

– Каких птенцов? – удивился император.

– У птиц, которые живут теперь во дворце, осталисъ в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

– Об этом я не подумал, – признался император.

Тогда мудрец сказал:

– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

– Добро надо делатъ с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали доброе дело, а оно приносило кому-то вред? (Ответы учащихся).

– Доброта – это когда человек не делает зла.

Цитата урока

Учитель обращает внимание учащихся на цитату урока: «Добро надо делатъ с умом».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Ответы учащихся).

Игра «Море доброты»

– Представьте себе, что вместо классной доски появилось море. Его название состоит из этих букв: т, о, д, р, б, а (на доске таблички с буквами).

Как называется наше море? (Доброта).

–У вас на партах бумажные кораблики. На них написаны разные слова. Выберите те кораблики, которые поплывут по морю Доброты.

Ученики выбирают кораблики и объясняют свой выбор, например: «Я выбрала кораблик «Помощь», потому что добрый человек всегда поможет другому». «Я выбрал «Вежливость», потому что добрый человек никогда не говорит грубых, злых слов, и он всегда вежлив с людьми».

Чтение

Учащийся читает наизусть стихотворение.

Е.Серова

Добрый великан

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке.

Сверху ясно мне видна

Вся Зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик –

На себе таскает домик,

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем,

Вот цветок ромашки –

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена.

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган налечу!

Все дома я могу разломать!

Всех жильцов на лугу растоптать!

Только я не хочу!

Я – добрый великан!

О каком «великане» рассказывается в этом стихотворении?

Как «великан» относится к жителям Зеленой страны?

(Ответы учащихся).

Обобщая ответы, учитель акцентирует внимание на том, что добрый человек относится бережно и внимательно ко всему, что его окружает.

Игра «Я добрый великан»

– В этом волшебном сундучке помещены интересные задачи-ситуации, из которых надо найти правильный выход. Если мы их решим, то получим диплом «Добрый великан». Ответ следует начинать словами: «Я добрый великан, поэтому…».

Например, играющему досталась карточка, на которой напечатано:

1. Поймаю бабочку, посажу ее в коробочку и буду с ней играть.

Решение : Я добрый великан, поэтому не буду этого делать.

2. Малыш в траве потерял игрушку.

Решение : Я добрый великан, я помогу ему найти игрушку.

Подводя итоги игры, учитель вручает ученикам дипломы «Добрый великан».

Домашнее задание

– Выполните в тетради задание 1.

Споемте, друзья!

Учитель предлагает учащимся встать в круг.

– Ребята, мы сегодня еще раз убедились, что добрые дела должны быть мудрыми. Добрый человек всегда поможет слабому. Сделав доброе дело, наслаждайтесь тем, что другому стало хорошо и не ждите благодарности.

Закончим урок песней кота Леопольда «Если добрый ты» из мультфильма «Приключения кота Леопольда».

(Звучит фонограмма песни).

Слова А.Хайта, музыка Б.Савельева

Если добрый ты …

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь