Цели урока:
ознакомление учащихся с ценностью «мудрость»;
привитие детям интереса и любви к знаниям как источнику мудрости человека;
стимулирование у ребенка желания и стремления к поиску знаний в процессе его учебной деятельности.
Методы : беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница».
Ход урока
1. Круг радости
Здравствуйте, друзья. Мы не виделись с вами целую неделю. Давайте поделимся друг с другом теми новостями и событиями, которые прибавили вам знаний, а значит, мудрости. (Дети по кругу делятся своими мнениями и впечатлениями).
2. Поговорим
Тема нашего сегодняшнего урока «Самопознание» звучит красиво и необыкновенно: «Поиск знаний – путь к мудрости».
Давайте подумаем и скажем, что такое, по-вашему, мудрость?
Мудрость и знания – одинаковое значение имеют эти слова или разное, почему?
А как вы поняли тему нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей).
Знания – это информация, которую мы получаем через разум и храним в голове. А мудрость – это знания, пропитанные любовью, пропущенные в сознание через сердце, душу.
3. Обратимся к учебнику
В «Азбуке Самопознания» есть одно замечательно стихотворение, которое называется «Знает мама». Оно – об одном маленьком человечке, таком же как и вы. Самое главное о том, как этот маленький человечек стремился к познанию мира, к знаниям.
«Шаловливые ручонки,
нет покою мне от вас!
так и жди, что натворите
вы каких-нибудь проказ.
Вот картинку изорвали,
Спичку серную зажгли,
А вчера ключи куда-то
От комода унесли.
Куклу новую купила
И сказала: «Береги»,
А гляжу – она уж мигом
Очутилась без ноги.
То мне волосы растреплют,
То сомнут воротничок…
Как я вас не распекаю,
Шалунишки, – всё не впрок!»
Так на резвые ручонки
Деток жаловалась мать;
А сама их то и дело
Принималась целовать.
Знает мама, что не вечно
Этим пальчикам шалить.
Что придёт пора – и станут
С нею труд они делить.
4. Чтение произведения. В.Ю.Драгунский «Англичанин Павля». Беседа
– Завтра первое сентября, – сказала мама. – И вот наступила осень, и ты пойдёшь уже в третий класс. Ох, как летит время!..
– И по этому случаю, – подхватил папа, – мы сейчас «зарежем арбуз»!
И он взял ножик и взрезал арбуз… И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть, но тут дверь распахнулась, и в комнату вошёл Павля.
– Садись с нами, Павлик, арбуз есть, – сказала мама. – Дениска, подвинься.
Я сказал:
– Привет! – и дал ему место рядом с собой.
– Привет! – сказал он и сел.
И мы начали есть и долго ели и молчали.
И когда мама стала убирать корки, папа сказал:
– А ты чего, Павля, так давно не был у нас?
– Да, – сказал я, – где ты пропадал? Что ты делал?
И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел посторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя:
– Что делал, что делал?.. Английский изучал, вот что делал.
Я прямо опешил. Я сразу понял, что я всё лето зря провёл. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он времени зря не терял.
Он изучал английский язык и теперь небось сможет… читать английские книжки! Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут ещё мама добавила:
– Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!
– Молодец, – сказал папа. – Уважаю!
Павлик прямо засиял.
– К нам в гости приехал студент, Сева. Так вот он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.
– А что, трудный английский язык? – спросил я.
– С ума сойти, – вздохнул Павля.
– Ещё бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание…
– Ну да! – сказал я. – Верно, Павля?
– Прямо беда, – сказал Павля. – Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести гр аммов.
– Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? – сказала мама. – Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по-английски «здрасте»?
– Я «здрасте» ещё не проходил, – сказал Павля.
– Ну вот, ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?
– Я сказал, – сказал Павля.
– Ну да, по-русски-то ты сказал, а по-английски?
– Мы до «спасибо» ещё не дошли, – сказал Павля. – Очень трудное пропо-ви-сание.
Тогда я сказал:
– Павля, а ты научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».
– Я этого ещё не изучил, – сказал Павля.
– А что же ты изучил? – закричал я. – За два месяца ты всё-таки хоть что-нибудь-то изучил?
– Я изучил, как по-английски «Петя», – сказал Павля.
– Ну, как?
– «Пит»! – торжествующе объявил Павля. – По-английски «Петя» будет «Пит». – Он радостно засмеялся и добавил: – Вот завтра приду в класс и скажу Петьке Горбушкину: «Пит, а Пит, дай ластик!» Небось рот разинет, ничего не поймёт. Вот потеха-то будет! Верно, Денис?
– Верно, – сказал я. – Ну, а что ты ещё знаешь по-английски?
– Пока всё, – сказал Павля.
О чем это произведение?
Понравилось ли вам оно?
Что рассказало вам это произведение?
Как оно соотносится с темой урока «Самопознание»?
Почему так говорят: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»? (Ответы детей).
5. Творим в тетради
В своей тетрадочке-«помощнице» выполните Задание 1. Прочитайте внимательно пословицы. Подумайте над ними. Как вы думаете, в какой из этих пословиц наиболее сильно выражена тема урока «Самопознание»? Раскрасьте пословицу в любимый цвет.
6. Обратимся к учебнику
В «Азбуке» есть интересное стихотворение Б.Заходера, которое называется «Где поставить запятую». Прочитаем его выразительно. Поразмышляем, причем тут запятая.
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит.
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
– Вот что значит Запятая!
Согласны ли вы с утверждением, что поиск знаний – это путь к мудрости? (Ответы детей).
7. Домашнее задание
Молодцы, ребята! На дом предлагается вам поработать над этим стихотворением. Еще раз прочитайте его внимательно. Подумайте, поразмышляйте и цветным карандашом поставьте запятую там, где вы считаете нужным (Задание 2).
8. Круг «От сердца к сердцу»
Приглашаю всех детей в круг «От сердца к сердцу». Сегодня у нас состоялся замечательный урок «Самопознание». Вы все приняли активное участие на уроке. Подтвердив тем самым постулат: «Поиск знаний – путь к мудрости».
Дети! Если бы всем нам предложили посетить Храм Мудрости, то согласились бы вы посетить его? А для чего? Что бы вы хотели узнать? (Ответы детей).
Ребята, будьте мудрыми. Цените знания, которые вы имеете. Преумножайте свои знания. Обогащайте свой ум. Идите только вперед, прислушиваясь и к своему сердцу, и к разуму. И вы увидите тогда, что у вас все в жизни красиво и ладно получается.