Урок 18 Тема: Поиск знаний – путь к мудрости

0
774
вирусы

Цели урока:

ознакомление учащихся с ценностью «мудрость»;

привитие детям интереса и любви к знаниям как источнику мудрости человека;

стимулирование у ребенка желания и стремления к поиску знаний в процессе его учебной деятельности.

Методы : беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница».

Ход урока

1. Круг радости

Здравствуйте, друзья. Мы не виделись с вами целую неделю. Давайте поделимся друг с другом теми новостями и событиями, которые прибавили вам знаний, а значит, мудрости. (Дети по кругу делятся своими мнениями и впечатлениями).

2. Поговорим

Тема нашего сегодняшнего урока «Самопознание» звучит красиво и необыкновенно: «Поиск знаний – путь к мудрости».

Давайте подумаем и скажем, что такое, по-вашему, мудрость?

Мудрость и знания – одинаковое значение имеют эти слова или разное, почему?

А как вы поняли тему нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей).

Знания – это информация, которую мы получаем через разум и храним в голове. А мудрость – это знания, пропитанные любовью, пропущенные в сознание через сердце, душу.

3. Обратимся к учебнику

В «Азбуке Самопознания» есть одно замечательно стихотворение, которое называется «Знает мама». Оно – об одном маленьком человечке, таком же как и вы. Самое главное о том, как этот маленький человечек стремился к познанию мира, к знаниям.

«Шаловливые ручонки,

нет покою мне от вас!

так и жди, что натворите

вы каких-нибудь проказ.

Вот картинку изорвали,

Спичку серную зажгли,

А вчера ключи куда-то

От комода унесли.

Куклу новую купила

И сказала: «Береги»,

А гляжу – она уж мигом

Очутилась без ноги.

То мне волосы растреплют,

То сомнут воротничок…

Как я вас не распекаю,

Шалунишки, – всё не впрок!»

Так на резвые ручонки

Деток жаловалась мать;

А сама их то и дело

Принималась целовать.

Знает мама, что не вечно

Этим пальчикам шалить.

Что придёт пора – и станут

С нею труд они делить.

4. Чтение произведения. В.Ю.Драгунский «Англичанин Павля». Беседа

– Завтра первое сентября, – сказала мама. – И вот наступила осень, и ты пойдёшь уже в третий класс. Ох, как летит время!..

– И по этому случаю, – подхватил папа, – мы сейчас «зарежем арбуз»!

И он взял ножик и взрезал арбуз… И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть, но тут дверь распахнулась, и в комнату вошёл Павля.

– Садись с нами, Павлик, арбуз есть, – сказала мама. – Дениска, подвинься.

Я сказал:

– Привет! – и дал ему место рядом с собой.

– Привет! – сказал он и сел.

И мы начали есть и долго ели и молчали.

И когда мама стала убирать корки, папа сказал:

– А ты чего, Павля, так давно не был у нас?

– Да, – сказал я, – где ты пропадал? Что ты делал?

И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел посторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя:

– Что делал, что делал?.. Английский изучал, вот что делал.

Я прямо опешил. Я сразу понял, что я всё лето зря провёл. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он времени зря не терял.

Он изучал английский язык и теперь небось сможет… читать английские книжки! Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут ещё мама добавила:

– Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!

– Молодец, – сказал папа. – Уважаю!

Павлик прямо засиял.

– К нам в гости приехал студент, Сева. Так вот он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.

– А что, трудный английский язык? – спросил я.

– С ума сойти, – вздохнул Павля.

– Ещё бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание…

– Ну да! – сказал я. – Верно, Павля?

– Прямо беда, – сказал Павля. – Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести гр аммов.

– Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? – сказала мама. – Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по-английски «здрасте»?

– Я «здрасте» ещё не проходил, – сказал Павля.

– Ну вот, ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?

– Я сказал, – сказал Павля.

– Ну да, по-русски-то ты сказал, а по-английски?

– Мы до «спасибо» ещё не дошли, – сказал Павля. – Очень трудное пропо-ви-сание.

Тогда я сказал:

– Павля, а ты научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».

– Я этого ещё не изучил, – сказал Павля.

– А что же ты изучил? – закричал я. – За два месяца ты всё-таки хоть что-нибудь-то изучил?

– Я изучил, как по-английски «Петя», – сказал Павля.

– Ну, как?

– «Пит»! – торжествующе объявил Павля. – По-английски «Петя» будет «Пит». – Он радостно засмеялся и добавил: – Вот завтра приду в класс и скажу Петьке Горбушкину: «Пит, а Пит, дай ластик!» Небось рот разинет, ничего не поймёт. Вот потеха-то будет! Верно, Денис?

– Верно, – сказал я. – Ну, а что ты ещё знаешь по-английски?

– Пока всё, – сказал Павля.

О чем это произведение?

Понравилось ли вам оно?

Что рассказало вам это произведение?

Как оно соотносится с темой урока «Самопознание»?

Почему так говорят: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»? (Ответы детей).

5. Творим в тетради

В своей тетрадочке-«помощнице» выполните Задание 1. Прочитайте внимательно пословицы. Подумайте над ними. Как вы думаете, в какой из этих пословиц наиболее сильно выражена тема урока «Самопознание»? Раскрасьте пословицу в любимый цвет.

6. Обратимся к учебнику

В «Азбуке» есть интересное стихотворение Б.Заходера, которое называется «Где поставить запятую». Прочитаем его выразительно. Поразмышляем, причем тут запятая.

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит.

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Пёсик

Из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

– Вот что значит Запятая!

Согласны ли вы с утверждением, что поиск знаний – это путь к мудрости? (Ответы детей).

7. Домашнее задание

Молодцы, ребята! На дом предлагается вам поработать над этим стихотворением. Еще раз прочитайте его внимательно. Подумайте, поразмышляйте и цветным карандашом поставьте запятую там, где вы считаете нужным (Задание 2).

8. Круг «От сердца к сердцу»

Приглашаю всех детей в круг «От сердца к сердцу». Сегодня у нас состоялся замечательный урок «Самопознание». Вы все приняли активное участие на уроке. Подтвердив тем самым постулат: «Поиск знаний – путь к мудрости».

Дети! Если бы всем нам предложили посетить Храм Мудрости, то согласились бы вы посетить его? А для чего? Что бы вы хотели узнать? (Ответы детей).

Ребята, будьте мудрыми. Цените знания, которые вы имеете. Преумножайте свои знания. Обогащайте свой ум. Идите только вперед, прислушиваясь и к своему сердцу, и к разуму. И вы увидите тогда, что у вас все в жизни красиво и ладно получается.

Самопознание, поурочные планы для 3 класса