Урок 18 Тема: «Быть честными»

0
161


На свете нет ничего прекраснее честного человека.

Ромен Роллан, французский писатель.

Цель: расширять представления о правде как ценности.

Задачи:

раскрывать понятия «справедливость» и «честность»;

– развивать способность рассуждать и оценивать ситуации;

– воспитывать стремление быть честным с собой и окружающими людьми.

Круг радости

– Добрый день, мои дорогие друзья! Я рада видеть вас, ваши улыбки. От них становится светлее и теплее. Давайте начнем день с радостью, добротою.

Дети вместе с учителем проговаривают следующие слова:

Начни день с правдой,

Наполни день правдой,

Закончи день правдой –

Так надо жить!

– Вы уже догадались, о каком важном качестве человека пойдет речь на нашем уроке? Мы будем говорить о правдивости и честности.

Цитата урока

Прочтите цитату урока: «На свете нет ничего прекраснее честного человека».

– Как вы понимаете высказывание Ромена Роллана

– Какие качества характеризуют честного человека? Нечестного?

(Ответы детей).

Рассказ учителя

(Знакомство с содержанием рассказа М.Турежанова «Будильник»).

У Газизы трое детей. Сама она работает на заводе в утреннюю смену, встает по будильнику. В шесть утра его звон поднимает всю семью.

Дети остаются дома. Иногда они увлекаются веселой игрой. Сегодня они тоже заигрались и нечаянно Салим задел этажерку. Она свалилась, будильник упал и разбился. Дети испуганно вытаращили глаза.

– Как же мама проснется утром? – спросил дрожащим голосом старший сын, Сунгат.

– Мама опоздает на работу! – крикнул Салим.

– И начальник будет ругаться, – заплакала Зергуль.

Всем троим стало стыдно. Но они не подняли шума, не стали ссориться, сваливать вину друг на друга.

– Теперь мама накажет нас всех, – сказал Сунгат. – Пусть кто-нибудь один признается.

– А ты сам скажи, Сунгат, кто должен признаться, – попросила Зергуль.

– Зергуль, обвинить только тебя будет несправедливо – ты самая маленькая.

– Ну, пусть это Салим разбил.

– Салима нельзя обижать, у него сердце больное.

– Тогда что же получается? Все на тебя? Подумай, Сунгат, как быть.

– Я признаюсь сам, а то мама может не поверить, – сказал старший брат, и все согласились.

Вечером пришла с работы мама. Дети пили чай, который заварили сами. Мама радостно взглянула на маленьких помощников.

– О, да вы и картошку пожарили! Как вкусно! – похвалила она их.

– И пол вымыли, – сказала Зергуль.

– И принесли из магазина сливки и молоко, – добавил Салим гордо.

Мама прибрала в комнатах. Проверила, как Сунгат и Салим приготовили уроки. Заглянула в дневники, была довольна их оценками, поставила подпись. Теперь стелет постель. И ребята тоже готовятся ко сну, а сами думают: «Когда же мама увидит, что мы будильник разбили? Ей будет очень неприятно …».

Мама взяла будильник, чтобы завести, и тут же спросила:

– Кто из вас разбил его? – голос её прозвучал грозно. – Признавайтесь!

Как вы думаете, что дети скажут маме?

(Ответы детей).

– Давайте прочтем, чем же на самом деле закончилась история. (Учитель дочитывает рассказ).

– Это я разбила, мама, – сказала Зергуль.

– Я его свалил, – сказал Салим.

– Мама, это не они! Это я опрокинул этажерку, и будильник упал на пол. Накажи меня одного! – готовый ко всему, Сунгат встал прямо перед матерью.

– Дети, я очень горжусь всеми вами. И я рада, что сумела воспитать таких замечательных детей. Это очень хорошо, что вы не стали обвинять друг друга. Конечно же, я не буду вас наказывать – повинную голову меч не сечёт. Завтра скажу, как мы поступим.

– Мама, – сказал Сунгат, – я взял будильник у Саги, чтобы ты не опоздала на работу! Заводи, пожалуйста! – и он принес ей будильник из соседней комнаты.

– Мама, завтра я отнесу наш будильник часовщику, – предложил Салим, облегченно вздыхая.

– Я пойду вместе с Салимом! – радостно воскликнула Зергуль, обнимая маму.

Как вы думаете, почему каждый из детей взял вину на себя?

Честно ли они поступили по отношению друг к другу?

Почему мама гордится своими детьми?

Были ли похожие ситуации в вашей жизни?

(Ответы детей).

Обобщая ответы детей, учитель подчеркивает, что честный человек старается говорить правду, поступать честно и справедливо. Справедливый человек умеет различать, где правда, где ложь. Поступая честно по отношению к людям, он проявляет уважение к окружающим и заслуживает уважения сам.

Разминка «Честно – нечестно»

– Я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ «да» – вы должны будете сидеть, а если «нет» – привстать.

Честно ли бросать друга в беде?

Честно ли признавать свою вину?

Честно ли обсуждать поступки других?

Честно ли без спроса брать чужие вещи?

Честно ли пользоваться подсказками?

Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

Игра-упражнение «Веер»

На доске в виде веера расположены разноцветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. При помощи считалки (или по желанию) выбирается водящий, который выходит и выбирает полоску, читает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другой выход из ситуации, озвучивает его.

В результате обсуждения дети принимают верное решение.

Возможные ситуации:

Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась…

Вы получили двойку, родители огорчатся и будут ругать …

Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате…

Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека…

Вам в буфете дали сдачи больше, чем надо было…

Обобщение

– Всегда ли легко поступать честно и справедливо?

– Какие качества помогают быть честными и справедливыми? (смелость, доброта, мудрость, внимательность, рассудительность).

Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что у правдивого человека прямой, открытый взгляд, его уважают, ему доверяют люди, с ним приятно общаться.

Домашнее задание

Учитель предлагает детям пофантазировать и представить, как выглядит город, в котором живут честные и справедливые люди и город, в котором живут лжецы. Нарисуйте эти города.

Круг от сердца к сердцу

Учитель предлагает встать в круг и проговорить хором слова:

Давайте-ка, ребята,

На свете честно жить.

Со смелыми, правдивыми

Всем хочется дружить.

Самопознание, поурочные планы для 2 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь