Цели: рассмотреть семью как значимую часть социальной сферы общественной жизни; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление через работу с текстом по алгоритму.
Основное понятие: семья.
Оборудование: учебник.
План изучения нового материала
1. Что такое семья?
2. Роль семьи в обществе.
3. Создание семьи. Семейные отношения.
4. Государство и семья.
Ход урока
I. Организационный момент
Прослушайте народные пословицы и поговорки и предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке: «На что и клад, коли в семье лад», «Любовь да совет — так и горя нет», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья крепка ладом». Тема сегодняшнего урока «Семья».
II. Актуализация знаний
Семья является значимой частью общества, ее малой группой. И прежде чем мы обратимся к новым вопросам социальной сферы жизни общества, давайте повторим пройденный материал.
(Осуществляется проверка домашнего задания. Два ученика выполняют задания по карточкам.)
Карточка № 1
1. Дайте определение понятиям «социальная группа», «малая группа», «семья».
2. Почему в обществе существует социальное неравенство?
Карточка № 2
1. Какие группы составляют общество?
2. Прочитайте интересный факт (с. 84), сделайте выводы.
(Одновременно учащиеся представляют результаты практического домашнего задания 2, с. 87. Сформулированные предложения учитель записывает на доске.)
III. Лекция
Что такое семья?
Семья — это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи — бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться, о нем тоже никто не проявляет заботу.
Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.
Бывают и другие семьи, когда в семейные коллективы объединяются родственники, например одинокие сестры, бабушки и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках.
Семья — обязательная часть любого общества. Государство заботится о благополучии семьи, помогает приобретать жилье, обеспечивает ее членам возможность трудиться и воспитывать детей. В России существуют специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение ее прав.
В России существует специальная государственная программа «Дети России», в рамках которой особая забота проявляется
о детях-сиротах, детях-инвалидах, детях Чернобыля.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов
— Что является опорой в жизни каждого человека?
IV. Самостоятельная работа с учебником
1. Прочитайте на с. 89—91 учебника пункт «Создание семьи. Семейные отношения».
2. Составьте план и пять вопросов.
3. Расскажите, используя план, прочитанную информацию соседу по парте и задайте ему вопросы.
V. Слово учителя
Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
1. Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей.
2. Гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание.
3. Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей.
4. Предоставляет льготы многодетным семьям.
5. Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям-сиротам, детям- инвалидам.
6. Проводится государственная политика по увеличению рождаемости.
VI. Подведение итогов урока
— Что такое семья? (Малая группа, основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)
— Какие функции выполняет семья? (Обеспечивает продолжение человеческого рода, воспитывает детей; удовлетворяет духовные потребности человека; организует домашнее хозяйство; заботится о малолетних и престарелых членах семьи.)
— Что такое брак? (Форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом.)
— Какие условия являются обязательными при оформлении брака? (Достижение брачного возраста — 18 лет, взаимное добровольное согласие, отсутствие других браков, отсутствие родственных связей между вступающими в брак.)
— Какими бывают семьи по составу? (Двухпоколенные, многопоколенные.)
— В чем проявляется забота государства по укреплению семьи и увеличению рождаемости? (Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей; гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание; оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей; предоставляет льготы многодетным семьям; государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям-сиротам, детям-инвали- дам; проводится государственная политика по увеличению рождаемости.)
Домашнее задание
Прочитать с. 88-93. Практикум: задание 2.