Урок № 18: Рельеф и полезные ископаемые

0
551
английский

Цель урока: 1) На основе имеющихся знаний о рельефе суши раскрыть особенности рельефа Евразии, ознакомить с полезными ископаемыми материка и закономерностями их распространения; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Экологическое воспитание

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта Евразии. 2. Коллекция минералов. 3. Карта «Строение земной коры».

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

  1. Атлантический океан (Северо-Атлантическое течение, западные ветра, зима мягкая, влажная; Доггер-Банка самое мелкое место Атлантики (13 м); от Исландии начинается самый длинный Центрально-Атлантический хребет – много вулканов, в Исландии гейзеры, вулкан Гекла; Гибралтарский пролив шириной 12 км; на дне Средиземного моря граница столкновения литосферных плит, вулканизм, соленость воды 37‰; отмели Средиземного и Северного морей богаты нефтью и газом; 39% рыбы ловят в Атлантике, в Бискайском заливе с IX века китобойный промысел; морские пути; загрязнение, особенно Средиземное море)

  2. Северный Ледовитый океан (самый маленький, холодный и мелководный; самое большое – Норвежское море, самое маленькое – Белое; много котловин и подводных хребтов – хребет Ломоносова; на севере Гренландского моря самое глубокое место (5527 м); навигация 2 – 4 месяца в восточной части океана; Трансарктическое течение; многолетние паковые льды и торосы; арктические холодные сухие воздушные массы; зимой температура на востоке -40°С, летом 0°С; среднегодовое количество осадков 100-200 мм; тюлени, моржи, белые медведи, птицы; жители занимаются рыболовством, сбором пуха, охотой; Северный морской путь международного значения, связывает порты Европы и Дальнего Востока; атомные ледоколы; внесли вклад в изучение – Беринг, Баренц, Нансен, Седов, Шмидт, Папанин; в Санкт-Петербурге Центр изучения полярных зон, музей)

  3. Тихий океан (много островных дуг, желобов, котловин; самый большой – 180 млн. км²; все климатические пояса; муссоны; Северное пассатное течение, Куросио, Северо-Тихоокеанское течение приносят тепло и влагу; холодное Курильское течение; тайфун в конце лета, начале осени; температура поверхностных вод от -1°С до +29°С; соленость ниже, чем в других океанах, потому что много осадков)

4. Индийский океан (много вулканических островов; Красное море на границе столкновения литосферных плит, его соленость 41 ‰ – самое соленое в Мировом океане; в прибрежной части воды меняют свое направление – летом с запада на восток, зимой – с востока на запад – из-за муссонов; самый теплый океан, самая высокая температура в персидском заливе (+34°С), на юге -1,5°С; соленость высокая; коралловые рифы; сбор жемчуга; в персидском заливе – нефть и газ; на отмелях Индийского океана – олово, фосфориты, золото; судоходство)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Точка, из которой производится визирование при полярной съёмке местности, называется (полюсом)

2. Какие 3 группы процессов образуют внешнюю силу, изменяющую поверхность Земли? (сила тяжести, деятельность человека, вулканы и землетрясения)

3. Первым пересёк Атлантический океан (Х. Колумб)

4.Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются в (пустыне)

5. Годовые кольца отсутствуют у деревьев, растущих в (экваториальном лесу)

6. Почвы сухих степей (каштановые)

7. Первый этап развития географической оболочки (палеогенный)

8.Положение природных зон определяется (соотношением тепла и влаги)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Что такое платформа? Геосинклиналь? Какой рельеф им соответствует, какая связь в расположении полезных ископаемых?

V.Объяснение новой темы.

1. Особенности формирования рельефа Евразии (средняя высота материка 840 м над уровнем моря; больше половины площади – горы; 14 вершин выше 8000 м, из них 11 – в Гималаях; Джомолунгма (8848 м); Мертвое море (-403 м), разница высот 9251 м; Евразийская литосферная плита состоит из Восточно-Европейской, Сибирской, Китайско-Корейской и Южно-Китайской платформы; позже к ним присоединились обломки Гондваны – Аравийская и Индостанская платформы; при столкновении плит образовались горы Кавказ, Армянское и Иранское Нагорья, Тибет, Памир, Гималаи; на востоке столкновение Евразийской и Тихоокеанской плит – глубоководные желоба, вулканы, землетрясения)

2. Районы землетрясений и вулканических извержений (Альпийско-Гималайский сейсмический пояс; в 1911 году в Алматы разрушительное 9-бальное землетрясение; в 1988 году – в Спитаке (Армения) – погибло 250 тысяч человек; в 1999 г – в Турции; в 79 г. н. э. в Помпеи – вулкан Везувий; Тихоокеанский геосинклинальный пояс; в 1923 году разрушен Токио, погибло 140 тыс. чел.; цунами в 1896 в Японии погибло 27 тыс. человек; самый высокий вулкан Евразии Ключевская сопка (4750 м); вулкан Кракатау, в 1883 году остров взорвался, часть исчезла; сейсмостойкие здания; гейзеры – Камчатка, Исландия; геотермальные воды используются для отопления, выработки энергии)

3. Основные типы рельефа (в Европе преобладают низменности и низкогорья – Восточно-Европейская равнина, Среднеевропейская и Дунайская низменности, Скандинавские горы, Среднеевропейское низкогорье, Уральские горы; высокие горы – Альпы, Карпаты, Пиренеи – альпийский тип рельефа; в Азии – преобладают плоскогорья, горные возвышенности, горные хребты; равнины – Туранская, Западно-Сибирская, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская низменность, Прикаспийская; Среднесибирское плоскогорье; горы – Алтай, Саяны, Прибайкальские, Северо-Восточные Сибирские горы – Верхоянские, Черский хребет, Корякская и Чукотская горные возвышенности, Приамурские горы и горы Дольнего востока – Бурейский хребет, Сихотэ-Алинь; Высокая Азия – Тянь-Шань, Памир, Гиндукуш, Каракорум, Куньлунь, Тибет, Гималаи; полуострова Индостан, Индокитай, Аравийский; Великая Китайская равнина; Туранская и Западно-Сибирская низменности были дном моря – молодые платформы; самый крупный ледник материка Федченко на Памире (длина 77 км); некоторые горы подверглись горообразованию дважды – Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Прибайкальские; возникли Такла-Маканская, Джунгарская, Ферганская, Балхаш-Алакольская, Иссыккульская и Зайсанские котловины; в некоторых – тектонические котловины; Урал, Сарыарка, Каратау – невысокие горы, мелкосопочный рельеф)

4. Полезные ископаемые (магматические железные руды (Индия, Курск, Скандинавия), оловянно-вольфрамовый пояс на востоке Евразии, золото, драгоценные камни (Якутия, Индостан, Шри-Ланка) – сапфиры, алмазы, рубины; осадочные в районах накопления морских и континентальных отложений – железо, фосфориты, бокситы, соли, нефть, газ – в Персидском заливе, Северном и Средиземном морях, Западно-Сибирской и Прикаспийской низменностях, на Велико-Китайской равнине; каменный уголь – Уэльс (Великобритания), Верхне-Силезский (Польша), Рур (Германия), Донецк (Украина), Караганда (Казахстан), в Китае; фосфориты – в Каратау, бокситы – в Казахстане, на севере Великой Китайской равнины, в Альпах)

VI.Усвоение новой темы.

Работа с картой и текстом учебника.

VII.Домашнее задание. § 16 – 17, к. к.

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Рельеф Евразии очень разнообразен. Больше половины его площади занимают горы. Много полезных ископаемых, при добыче которых наносится вред окружающей среде. Большое значение имеет эффективное использование минеральных богатств и мероприятия по охране природы в процессе их добычи.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяУрок № 18
Следующая статьяУрок № 2

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь