Урок 18. Расселение. Урбанизация

0
156
химия

Цели: ознакомить учащихся с основными видами расселения; сфор­мировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.

Оборудование: карта «Крупнейшие агломерации мира», статистичес­кие материалы.

Тип урока: урок — лекция с элементами беседы.

Ход урока

Опрос

Назовите мировые религии и расскажите о их размещение на Земле.

Выпишите названия четырех стран из предоставленного списка, по­давляющая часть населения которых исповедует ислам: Пакистан. Кон­го, Марокко, Эквадор, Филиппины, Бутан, Лесото, Бангладеш. Сома­ли, Таиланд.

В каких странах больше половины населения совершает пятикрат­ную молитву: Албания, Алжир, Бруней, Вьетнам. Гайана, Зимбабве, Кения, Малайзия, Мали, Пакистан, Румыния, Филиппины.

Разбейте перечисленные страны на группы по преобладающей ре­лигии. Алжир, Бангладеш, Болгария, Грузия, Турция, Испания, Коста- Рика, Монголия, Мьянма, Польша, Норвегия, Эстония, Япония.

Укажите, в каких регионах мира большинством жителей не могли бы использоваться для повседневной трапезы следующие продукты: сви­нина, говядина.

Изучение нового материала

Расселение — процесс распределения и перераспределения населе­ния на определенной территории.

Далее учащиеся под руководством учителя заполняют следующую схе­му:

Кочевая форма расселения — это отголосок далекого прошлого. Ко­чевой образ жизни ведут несколько миллионов человек, занимающиеся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах.

Первые сельские поселения появились в связи с развитием оседлых поселений. Сельских поселений в мире насчитывается около 20 млн, в России 150 тыс. Сельские поселения различаются по функциональным особенностям: сельские, несельские (лесные, промысловые), смешанные.

Существуют две формы сельского расселения: групповое и рассеян­ное. Примером группового расселения является деревня, а рассеянно­го — фермы, хутора. Деревни распространены в Европе, Азии, Африке. Фермы распространены в США, Канаде, Австралии (доп. Информация 9).

Городские поселения возникли в результате развития ремесел, задол­го до начала нашей эры на Востоке. В истории цивилизации с древней­ших времен и до середины XIX века Восток был более «городским» чем Запад. Так с V века до н.э. и до середины XIX века большинство из 25 крупнейших городов мира находились в Африке и Азии. С 1360 г. до н.э. и по 1800 г. титул самого большого города чаще имели африканские и азиатские поселения. При этом Пекин удостаивался его трижды — в 1500 г., 1600 г. и 1800 г. В 1800 г. впервые в истории именно он стал первым городом миллионером.

Самыми древними городами среди столиц мира являются Афины, Дели, Рим. До нашей эры уже существовали Анкара, Белград (Сингиди- ум), Дамаск, Лондон (Лондониум), Париж (Лютеция), Лиссабон (Олип- со).

Города возникли в связи с отделением ремесла и торговли от земледе­лия. Но большинство городов возникло в XIX-XX вв. — в связи с разви­тием промышленности.

Отличие городов от сел учащиеся могут сами рассказать, так как это материал 9 класса:

высокая людность и плотность населения;

занятость в промышленности;

наличие административных функций;

этажность застройки;

динамичность населения;

развитая инфраструктура;

городской образ жизни;

уровень благоустройства.

Уровень городской численности сильно варьируется в разных стра­нах. Например, в Дании, Швеции, Финляндии городским считается по­селение с численностью свыше 200 чел., в Канаде, Австралии — свыше

тыс. чел., в ФРГ, Франции — свыше 2 тыс. чел., в США, Мексике — свыше 2,5 тыс. чел., в Индии, Иране — свыше 5 тыс. чел., в Швейцарии, Малайзии — свыше 10 тыс. чел., в Нигерии — свыше 20 тыс. чел., в Япо­нии – свыше 30 тыс. чел., в Южной Корее – свыше 40 тыс. чел., в Рос­сии — свыше 12 тыс. чел.

Этажность застройки можно представить учащимся на основе доклада «Небоскребы». Доклад делается одним из учеников на основе заранее приготовленного им материала.

Небоскреб — высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, жилое, отель и т. д.). Появление их стало возможным после изобретения надежного лифта и стальной каркасной конструкции. Первым небоскребом считается здание страховой компании в Чикаго, построенное в 1884 г. по проекту архитектора Уильяма Jle Барона Дженни. В этом проекте впервые был применен стальной каркас и стальные пере­крытия. В те же годы началось возведение небоскребов и в Нью-Йорке. В 1895 было построено 21-этажное здание Америкэн Шурти-билдинг. В 1913 в Нью-Йорке было построено здание Вулворт в 60 этажей, которое оставалось самым высоким в мире до 1931, когда был построен Эмпайр Стейт-билдинг (381 м). В 1920-30-е гг. архитектор Мис Ван дер Роэ раз­работал тип здания со стальным каркасом, нерасчлененными внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен.

Позднее наряду со стальным каркасом стал применяться бетонный опорный ствол. При всем технологическом разнообразии в современном строительстве применяются два основных вида каркаса: скелетный и тро­совый. У «скелетного» здания есть система стальных труб, которые несут вес полов и стен. При тросовой конструкции основная нагрузка ложится на бетонный сердечник в центре здания. Внутрь сердечника встраивают­ся лифты и другое инженерное оборудование.

Серьезной проблемой при увеличивающейся высоте здания является вибрация от действия ветра. Все конструкции предполагают гибкость. Фундаменты небоскребов делают двух типов: широкая плита, распреде­ляющая вес здания на значительной площади или кессонные сваи, про­водящие вес в землю.

Новаторским решением был проект двух башен всемирного тор­гового центра в Нью-Йорке, построенных в 1962-77 гг. Они долгое


время возглавляли список самых высоких зданий мира. По наруж­ной поверхности каждой из 4 сторон здания шла стальная балка, по которой были натянуты тросы. Внутри во всей высоте лифтовых шахт были протянуты пакеты тросов. Здания были рассчитаны на ураган­ный ветер.

Из других зданий — «Сирс и Робак» в Чикаго, 1970-74 гг., 109 эта­жей, высота 442 м; «Петронас-Тауэр» в Куала-Лумпуре, 1996 г., 88 эта­жей, 452 м; «Джин Мао Билдинг» в Шанхае, 1999 г., 110 этажей, 442 м.

Урбанизация – рост городов и численности городского населения, распространение городского образа жизни.

Задание: Пользуясь текстом учебника, выделить основные черты ур­банизации. Рассмотреть влияние каждой черты урбанизации на демогра­фические показатели населения, на образ жизни, на географическое рас­пространение населения, на экологию и т.д. Ответ на вопрос оформить в виде схемы.

Данные о крупнейших агломерациях учащиеся берут из карты учеб­ника и отмечают крупнейшие из них в контурных картах. О более точ­ном количестве населения агломераций информацию можно взять из таблицы.

Крупнейшие агломерации мира

В некоторых городах-государствах уровень урбанизации достигает 100% – Сингапур, Ватикан, Сан-Марино.

К настоящему времени все страны по показателям темпов роста го­родского населения можно разделить на две группы: страны, с высокими темами роста городского населения и страны с низкими темпами роста городского населения.

Далее учитель предлагает проанализировать страны с разными темпа­ми роста городского населения.

Учитель обращает внимание на то что, страны с высокими темпами прироста городского населения являются развивающимися или с низ­ким уровнем экономического развития. В настоящее время в развиваю­щихся странах находится и больше городов-миллионеров. Особенно ве­лика их доля в Азии. Это явление получило название «городского взры­ва» (см. схему, пункт — «Трущобы»). Рост городов опережает развитее инфраструктуры, бытового обслуживания, строительства, промышлен­ности. При этом неимущее население обычно селится на окраинах, где возникают пояса нищеты. Подобная урбанизация называется трущоб­ная, ложная.

Закрепление изученного материала

Задание 1: Составьте словарик из терминов, с которыми вы ознакоми­лись сегодня на уроке.

Задание 2: Пользуясь данными таблицы 3 учебника, рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира с 1950 по 2000 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира.

ГУ. Домашнее задание

Подготовка к уроку-зачету по теме «Население».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь