Цели: ознакомить учащихся с основными видами расселения; сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.
Оборудование: карта «Крупнейшие агломерации мира», статистические материалы.
Тип урока: урок — лекция с элементами беседы.
Ход урока
Опрос
Назовите мировые религии и расскажите о их размещение на Земле.
Выпишите названия четырех стран из предоставленного списка, подавляющая часть населения которых исповедует ислам: Пакистан. Конго, Марокко, Эквадор, Филиппины, Бутан, Лесото, Бангладеш. Сомали, Таиланд.
В каких странах больше половины населения совершает пятикратную молитву: Албания, Алжир, Бруней, Вьетнам. Гайана, Зимбабве, Кения, Малайзия, Мали, Пакистан, Румыния, Филиппины.
Разбейте перечисленные страны на группы по преобладающей религии. Алжир, Бангладеш, Болгария, Грузия, Турция, Испания, Коста- Рика, Монголия, Мьянма, Польша, Норвегия, Эстония, Япония.
Укажите, в каких регионах мира большинством жителей не могли бы использоваться для повседневной трапезы следующие продукты: свинина, говядина.
Изучение нового материала
Расселение — процесс распределения и перераспределения населения на определенной территории.
Далее учащиеся под руководством учителя заполняют следующую схему:
Кочевая форма расселения — это отголосок далекого прошлого. Кочевой образ жизни ведут несколько миллионов человек, занимающиеся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах.
Первые сельские поселения появились в связи с развитием оседлых поселений. Сельских поселений в мире насчитывается около 20 млн, в России 150 тыс. Сельские поселения различаются по функциональным особенностям: сельские, несельские (лесные, промысловые), смешанные.
Существуют две формы сельского расселения: групповое и рассеянное. Примером группового расселения является деревня, а рассеянного — фермы, хутора. Деревни распространены в Европе, Азии, Африке. Фермы распространены в США, Канаде, Австралии (доп. Информация 9).
Городские поселения возникли в результате развития ремесел, задолго до начала нашей эры на Востоке. В истории цивилизации с древнейших времен и до середины XIX века Восток был более «городским» чем Запад. Так с V века до н.э. и до середины XIX века большинство из 25 крупнейших городов мира находились в Африке и Азии. С 1360 г. до н.э. и по 1800 г. титул самого большого города чаще имели африканские и азиатские поселения. При этом Пекин удостаивался его трижды — в 1500 г., 1600 г. и 1800 г. В 1800 г. впервые в истории именно он стал первым городом миллионером.
Самыми древними городами среди столиц мира являются Афины, Дели, Рим. До нашей эры уже существовали Анкара, Белград (Сингиди- ум), Дамаск, Лондон (Лондониум), Париж (Лютеция), Лиссабон (Олип- со).
Города возникли в связи с отделением ремесла и торговли от земледелия. Но большинство городов возникло в XIX-XX вв. — в связи с развитием промышленности.
Отличие городов от сел учащиеся могут сами рассказать, так как это материал 9 класса:
высокая людность и плотность населения;
занятость в промышленности;
наличие административных функций;
этажность застройки;
динамичность населения;
развитая инфраструктура;
городской образ жизни;
уровень благоустройства.
Уровень городской численности сильно варьируется в разных странах. Например, в Дании, Швеции, Финляндии городским считается поселение с численностью свыше 200 чел., в Канаде, Австралии — свыше
тыс. чел., в ФРГ, Франции — свыше 2 тыс. чел., в США, Мексике — свыше 2,5 тыс. чел., в Индии, Иране — свыше 5 тыс. чел., в Швейцарии, Малайзии — свыше 10 тыс. чел., в Нигерии — свыше 20 тыс. чел., в Японии – свыше 30 тыс. чел., в Южной Корее – свыше 40 тыс. чел., в России — свыше 12 тыс. чел.
Этажность застройки можно представить учащимся на основе доклада «Небоскребы». Доклад делается одним из учеников на основе заранее приготовленного им материала.
Небоскреб — высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, жилое, отель и т. д.). Появление их стало возможным после изобретения надежного лифта и стальной каркасной конструкции. Первым небоскребом считается здание страховой компании в Чикаго, построенное в 1884 г. по проекту архитектора Уильяма Jle Барона Дженни. В этом проекте впервые был применен стальной каркас и стальные перекрытия. В те же годы началось возведение небоскребов и в Нью-Йорке. В 1895 было построено 21-этажное здание Америкэн Шурти-билдинг. В 1913 в Нью-Йорке было построено здание Вулворт в 60 этажей, которое оставалось самым высоким в мире до 1931, когда был построен Эмпайр Стейт-билдинг (381 м). В 1920-30-е гг. архитектор Мис Ван дер Роэ разработал тип здания со стальным каркасом, нерасчлененными внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен.
Позднее наряду со стальным каркасом стал применяться бетонный опорный ствол. При всем технологическом разнообразии в современном строительстве применяются два основных вида каркаса: скелетный и тросовый. У «скелетного» здания есть система стальных труб, которые несут вес полов и стен. При тросовой конструкции основная нагрузка ложится на бетонный сердечник в центре здания. Внутрь сердечника встраиваются лифты и другое инженерное оборудование.
Серьезной проблемой при увеличивающейся высоте здания является вибрация от действия ветра. Все конструкции предполагают гибкость. Фундаменты небоскребов делают двух типов: широкая плита, распределяющая вес здания на значительной площади или кессонные сваи, проводящие вес в землю.
Новаторским решением был проект двух башен всемирного торгового центра в Нью-Йорке, построенных в 1962-77 гг. Они долгое
время возглавляли список самых высоких зданий мира. По наружной поверхности каждой из 4 сторон здания шла стальная балка, по которой были натянуты тросы. Внутри во всей высоте лифтовых шахт были протянуты пакеты тросов. Здания были рассчитаны на ураганный ветер.
Из других зданий — «Сирс и Робак» в Чикаго, 1970-74 гг., 109 этажей, высота 442 м; «Петронас-Тауэр» в Куала-Лумпуре, 1996 г., 88 этажей, 452 м; «Джин Мао Билдинг» в Шанхае, 1999 г., 110 этажей, 442 м.
Урбанизация – рост городов и численности городского населения, распространение городского образа жизни.
Задание: Пользуясь текстом учебника, выделить основные черты урбанизации. Рассмотреть влияние каждой черты урбанизации на демографические показатели населения, на образ жизни, на географическое распространение населения, на экологию и т.д. Ответ на вопрос оформить в виде схемы.
Данные о крупнейших агломерациях учащиеся берут из карты учебника и отмечают крупнейшие из них в контурных картах. О более точном количестве населения агломераций информацию можно взять из таблицы. Крупнейшие агломерации мира
|
В некоторых городах-государствах уровень урбанизации достигает 100% – Сингапур, Ватикан, Сан-Марино.
К настоящему времени все страны по показателям темпов роста городского населения можно разделить на две группы: страны, с высокими темами роста городского населения и страны с низкими темпами роста городского населения.
Далее учитель предлагает проанализировать страны с разными темпами роста городского населения.
Учитель обращает внимание на то что, страны с высокими темпами прироста городского населения являются развивающимися или с низким уровнем экономического развития. В настоящее время в развивающихся странах находится и больше городов-миллионеров. Особенно велика их доля в Азии. Это явление получило название «городского взрыва» (см. схему, пункт — «Трущобы»). Рост городов опережает развитее инфраструктуры, бытового обслуживания, строительства, промышленности. При этом неимущее население обычно селится на окраинах, где возникают пояса нищеты. Подобная урбанизация называется трущобная, ложная.
Закрепление изученного материала
Задание 1: Составьте словарик из терминов, с которыми вы ознакомились сегодня на уроке.
Задание 2: Пользуясь данными таблицы 3 учебника, рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира с 1950 по 2000 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира.
ГУ. Домашнее задание
Подготовка к уроку-зачету по теме «Население».