Цели урока: продолжить развитие знаний о географической зональности; познакомить с особенностями природных зон трех климатических поясов; углубить представления о взаимосвязях между компонентами природы зон, об особенностях почв и характерных представителях их растительного и животного мира; раскрыть экологические проблемы зон.
Средства обучения: карты атласа (природных зон мира, климатическая, почвенная, зоогеографическая), слайды или видеофильмы о природных зонах, гербарий, учебные картины, таблицы “Растительный мир материков”, “Животный мир материков”.
Основные представления и понятия: природный комплекс, зональные и незональные комплексы, природная зона, широтная зональность, высотная поясность, почва, климатический пояс, климатообразующие факторы, экваториальный лес, саванна, тропическая пустыня.
Межпредметные связи: элементарные представления об экваториальном лесе, саванне, пустыне (окружающий мир, природоведение, естествознание).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Географическое положение зоны экваториальных влажных вечнозеленых лесов
Практическая работа. Анализ карты природных зон, определение положения зоны в пределах материков и на островах.
2. Особенности климата экваториальных лесов и его влияние на формирование почв, растительности и животного мира зоны
Объяснение учителя с опорой на наглядный материал. Характерные черты природных компонентов зоны. Возможности для развития земледелия. Сокращение площади лесов.
3. Зона саванн
Практическая работа. Описание природной зоны по плану на основе анализа карт, учебных картин и таблиц.
Рассказ учителя. Создание образа саванн разных материках, характерные представители растительного и животного мира зоны. Возможности для развития сельского хозяйства в зоне саванн.
4. Зона тропических полупустынь и пустынь
Практическая работа. Определение по картам атласа географического положения, особенностей климата и почв зоны. Установление зависимости растительности и животного мира от климата, характера горных пород и рельефа на основе анализа экранных материалов, гербарных образцов, учебных картин и таблиц.
Рассказ учителя. Образное описание пустынь, характерных для отдельных материков.
Задание. Заполнить таблицу с отражением в ней показателей климата, типичных почв, растений и животных, характерных для каждой из трех изученных зон.
Закрепление изученного
Назовите причины богатства видового состава растительности экваториальных лесов.
В какой зоне почвы называют латеритными? Почему?
Сколько урожаев в год можно собирать с полей в зоне экваториальных лесов?
В чем причина наличия двух сезонов в зоне саванн? Почему почвы этой зоны плодороднее, чем почвы экваториального леса?
Где больше антропогенных комплексов, в саваннах или в экваториальных лесах? Почему?
Если вы попали в тропическую пустыню, как определить, на каком материке вы находитесь?
На каких материках тропические полупустыни и пустыни занимают небольшую площадь? Почему?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку