Урок 18. ОЗЕРА, БОЛОТА, ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

0
301
химия

Задачи: расширить знания учащихся о происхождении озерных котловин; выяснить особенности размещения озер по тер­ритории страны; сформировать знания учащихся о типах болот и причинах их происхождения; изучить свойства и области распро­странения подземных вод; научить прогнозировать изменение озер, болот, подземных вод под влиянием человеческой деятельности; развивать самостоятельность и активность учащихся в ходе груп­повой работы.

Ход урока

Данный урок построен по методу групповой работы. Класс раз­бивается на группы по 4-5 человек следующим образом: из числа наиболее сильных учащихся учитель назначает лидеров, которые поочередно (по одному ученику) набирают учащихся в свою груп­пу. Подобный порядок определения состава групп способствует более ровному подбору учащихся по успеваемости, обеспечивает хорошее взаимодействие между школьниками. Каждая группа за­нимает 2 рядом стоящие парты. Учитель вручает лидерам комплект заданий и ориентирует учащихся на быстрое и успешное выполне­ние работы. При этом он объясняет, что группа заданий состоит из двух частей: при выполнении первой проверяются знания и умения прошлого урока, вторая – способствует раскрытию темы урока, но при этом выполнение опирается на знания учащихся по курсу гео­графии 6 кл. При выполнении работы по усмотрению учителя можно разрешить:

Использование собственных контурных карт с выполненным домашним заданием.

Оказание помощи товарищу по группе, но при этом необхо­димо следить за тем, чтобы помощь не звучала слишком громко. По необходимости – предупредить учащихся и применить систему штрафов: первоначальное предупреждение – желтая карточка, сле­дующее – красная карточка. В системе штрафов за красную кар­точку возможны такие варианты наказания: снимается один балл за выполненное задание; снимается один балл с итоговой оценки.

Вся работа (назначение лидеров, определение состава групп, распределение и выполнение заданий) рассчитана на один урок. По выполнении всех заданий или по окончании урока лидер сдает тет­ради с выполненными заданиями на проверку учителю.

Каждое задание оценивается отдельно. Оценки можно ставить, учитывая полноту выполненного задания, следующим образом: 50-60 % правильно выполненного задания – «удовлетворительно»; 70-80 % – «хорошо»; 90-100 % – «отлично». Таким, образом, за правильно выполненное задание начисляется 10 баллов. При опре­делении итоговой оценки группы за работу суммируются оценки за отдельные задания с учетом штрафных баллов (если таковые име­лись), вычисляется средняя арифметическая и округляется до цело­го числа.

Предложенная работа интересна и в психологическом аспекте, так как учитывается работа каждого ученика и повышается ответ­ственность каждого за результат работы всех (лимит времени не позволит одному или двум учащимся выполнить все задания). При разрешенном использовании собственных выполненных заданий на контурных картах повышается значимость качественного выпол­нения домашнего задания. Слабым учащимся дана возможность получить более высокую оценку за счет официально разрешенной помощи товарищей по группе.

Для уменьшения возможности списывания правильных ответов в каждой группе можно предусмотреть схожие, но различающиеся задания.

Задание 1

Проверка знания терминов и определений. Учитель диктует во­просы, а учащиеся выбирают правильные ответы из предложенных ниже и записывают только номер ответа.

Равнина, образованная речными наносами в устье реки, на которой река делится на рукава.

Петлеобразная излучина реки.

Формы рельефа, имеющие вид ступеней или уступов с гори­зонтальной или слегка наклонной поверхностью, образованные эрозионной деятельностью реки.

Превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

Размыв или смыв горных пород и почв текущей водой.

Граница между бассейнами двух или нескольких рек.

Величина падения реки, разделенная на длину реки, выра­жаемая в метрах.

Главная река со всеми притоками.

Количество воды, протекающее в речном русле за год.

Резкий и кратковременный подъем уровня воды в реке.

Ответы : а) падение реки; б) дельта; в) речная эрозия; г) реч­ная система; д) меандра; е) водораздел; ж) годовой сток; з) уклон реки; и) террасы; к) паводок.

Ответы к заданию 1:

1.6; 2.д; З.и; 4.а; 5.в; б.е; 7.з; 8.г; 9.ж; 10.к.

Задание 3

Составьте характеристику реки, используя предложенные при­знаки. Вариант 1 – Обь и Амур, вариант 2 – Лена и Терек.

Ледниковое питание.

Смешанное питание.

Дождевое питание.

Половодье весной.

Половодье летом.

Имеют большое падение воды.

Имеют небольшое падение воды.

Не замерзают зимой.

Замерзают на продолжительный срок.

Подо льдом 1-3 месяца.

Используется на орошение.

Реки бессточной области.

Ответы к заданию 3

Вариант 1

Обь-2, 4, 7,9, 11.

Амур – 3, 4, 6, 10.

Вариант 2

Лена – 2, 4, 6, 9.

Терек – 1, 5, 6, 8, 11, 12.

Задание 4

Определите, о какой реке идет речь в данном описании.

Вариант 1

Многоводная река России, начинается в высоких горах и течет по равнине, разделяет низменность и плоскогорье. На реке по­строена одна из крупнейших гидроэлектростанций в мире.

Вариант 2

Река берет начало с больших возвышенностей России и течет на юг. Она пересекает территории трех государств Содружества. Столица одного из государств стоит на этой реке. Впадает она в одно из внутренних морей.

Вариант 3

Река берет начало на восточных склонах Среднерусской воз­вышенности. Впадает во внутреннее море, имеет водохранилища, соединена каналом с самой крупной рекой Европы.

Вариант 4

Единственная река, вытекающая из очень глубокого живопис­ного озера. На ней не бывает больших паводков, так как она рав­номерно получает воду из озера. Река покрыта льдом около трех месяцев в году. Обладает громадными запасами водной энергии.

Ответы к заданию 4:

Вариант 1. Енисей.

Вариант 2. Днепр.

Вариант 3. Дон.

Вариант 4. Ангара.

Итак, выполнив первые четыре задания, учащиеся закрепили знания и умения, полученные на прошлом уроке. На это можно от­вести 12-15 минут. Следующая группа заданий сопровождается комментариями учителя и выполняется в строгом ограничении по времени.

Задание 5

Учитель. Каждое слово что-нибудь означает. Я предлагаю вам вспомнить значение слова «озеро».

На карточке приведены три определения. Нужно выбрать пра­вильное и поднять соответствующую цифру. Правильно ответив­шим группам засчитывается балл.

Определения:

Избыточно увлажненные участки суши с особой раститель­ностью, животным миром и слоем торфа.

Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

Постоянный водный поток, текущий в выработанном им уг­лублении.

Ответ к заданию 5:

Озеро – это природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

Учитель. А вот так, поэтически красиво, передал нам свое вос­приятие озера А. Блок:

Как женщина усталая, оно Раскинулось внизу и смотрит в небо,

Туманится и даль поит туманом,

И отняло у неба весь закат.

(«Над озером».)

Такого количества и такого разнообразия озер, как в России, нет ни в одной стране мира. Вспомните, сколько озер насчитывает­ся в нашей стране? (Более 1 млн)

Вы сказали, что озеро – природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные кот­ловины имеют разное происхождение.

Задание 6

На одной карточке перечислены все типы озерных котловин, на другой даны их описания, на третьей указаны примеры, а на чет­вертой – районы распространения озер. Учащиеся должны устано­вить соответствия.

Карточка 1. Типы озерных котловин.

Тектонические.

Вулканические.

Ледниковые.

Остаточные.

Запрудные.

Карстовые.

Озера-старицы.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь