Задачи: расширить знания учащихся о происхождении озерных котловин; выяснить особенности размещения озер по территории страны; сформировать знания учащихся о типах болот и причинах их происхождения; изучить свойства и области распространения подземных вод; научить прогнозировать изменение озер, болот, подземных вод под влиянием человеческой деятельности; развивать самостоятельность и активность учащихся в ходе групповой работы.
Ход урока
Данный урок построен по методу групповой работы. Класс разбивается на группы по 4-5 человек следующим образом: из числа наиболее сильных учащихся учитель назначает лидеров, которые поочередно (по одному ученику) набирают учащихся в свою группу. Подобный порядок определения состава групп способствует более ровному подбору учащихся по успеваемости, обеспечивает хорошее взаимодействие между школьниками. Каждая группа занимает 2 рядом стоящие парты. Учитель вручает лидерам комплект заданий и ориентирует учащихся на быстрое и успешное выполнение работы. При этом он объясняет, что группа заданий состоит из двух частей: при выполнении первой проверяются знания и умения прошлого урока, вторая – способствует раскрытию темы урока, но при этом выполнение опирается на знания учащихся по курсу географии 6 кл. При выполнении работы по усмотрению учителя можно разрешить:
Использование собственных контурных карт с выполненным домашним заданием.
Оказание помощи товарищу по группе, но при этом необходимо следить за тем, чтобы помощь не звучала слишком громко. По необходимости – предупредить учащихся и применить систему штрафов: первоначальное предупреждение – желтая карточка, следующее – красная карточка. В системе штрафов за красную карточку возможны такие варианты наказания: снимается один балл за выполненное задание; снимается один балл с итоговой оценки.
Вся работа (назначение лидеров, определение состава групп, распределение и выполнение заданий) рассчитана на один урок. По выполнении всех заданий или по окончании урока лидер сдает тетради с выполненными заданиями на проверку учителю.
Каждое задание оценивается отдельно. Оценки можно ставить, учитывая полноту выполненного задания, следующим образом: 50-60 % правильно выполненного задания – «удовлетворительно»; 70-80 % – «хорошо»; 90-100 % – «отлично». Таким, образом, за правильно выполненное задание начисляется 10 баллов. При определении итоговой оценки группы за работу суммируются оценки за отдельные задания с учетом штрафных баллов (если таковые имелись), вычисляется средняя арифметическая и округляется до целого числа.
Предложенная работа интересна и в психологическом аспекте, так как учитывается работа каждого ученика и повышается ответственность каждого за результат работы всех (лимит времени не позволит одному или двум учащимся выполнить все задания). При разрешенном использовании собственных выполненных заданий на контурных картах повышается значимость качественного выполнения домашнего задания. Слабым учащимся дана возможность получить более высокую оценку за счет официально разрешенной помощи товарищей по группе.
Для уменьшения возможности списывания правильных ответов в каждой группе можно предусмотреть схожие, но различающиеся задания.
Задание 1
Проверка знания терминов и определений. Учитель диктует вопросы, а учащиеся выбирают правильные ответы из предложенных ниже и записывают только номер ответа.
Равнина, образованная речными наносами в устье реки, на которой река делится на рукава.
Петлеобразная излучина реки.
Формы рельефа, имеющие вид ступеней или уступов с горизонтальной или слегка наклонной поверхностью, образованные эрозионной деятельностью реки.
Превышение истока над устьем, выраженное в метрах.
Размыв или смыв горных пород и почв текущей водой.
Граница между бассейнами двух или нескольких рек.
Величина падения реки, разделенная на длину реки, выражаемая в метрах.
Главная река со всеми притоками.
Количество воды, протекающее в речном русле за год.
Резкий и кратковременный подъем уровня воды в реке.
Ответы : а) падение реки; б) дельта; в) речная эрозия; г) речная система; д) меандра; е) водораздел; ж) годовой сток; з) уклон реки; и) террасы; к) паводок.
Ответы к заданию 1:
1.6; 2.д; З.и; 4.а; 5.в; б.е; 7.з; 8.г; 9.ж; 10.к.
Задание 3
Составьте характеристику реки, используя предложенные признаки. Вариант 1 – Обь и Амур, вариант 2 – Лена и Терек.
Ледниковое питание.
Смешанное питание.
Дождевое питание.
Половодье весной.
Половодье летом.
Имеют большое падение воды.
Имеют небольшое падение воды.
Не замерзают зимой.
Замерзают на продолжительный срок.
Подо льдом 1-3 месяца.
Используется на орошение.
Реки бессточной области.
Ответы к заданию 3
Вариант 1
Обь-2, 4, 7,9, 11.
Амур – 3, 4, 6, 10.
Вариант 2
Лена – 2, 4, 6, 9.
Терек – 1, 5, 6, 8, 11, 12.
Задание 4
Определите, о какой реке идет речь в данном описании.
Вариант 1
Многоводная река России, начинается в высоких горах и течет по равнине, разделяет низменность и плоскогорье. На реке построена одна из крупнейших гидроэлектростанций в мире.
Вариант 2
Река берет начало с больших возвышенностей России и течет на юг. Она пересекает территории трех государств Содружества. Столица одного из государств стоит на этой реке. Впадает она в одно из внутренних морей.
Вариант 3
Река берет начало на восточных склонах Среднерусской возвышенности. Впадает во внутреннее море, имеет водохранилища, соединена каналом с самой крупной рекой Европы.
Вариант 4
Единственная река, вытекающая из очень глубокого живописного озера. На ней не бывает больших паводков, так как она равномерно получает воду из озера. Река покрыта льдом около трех месяцев в году. Обладает громадными запасами водной энергии.
Ответы к заданию 4:
Вариант 1. Енисей.
Вариант 2. Днепр.
Вариант 3. Дон.
Вариант 4. Ангара.
Итак, выполнив первые четыре задания, учащиеся закрепили знания и умения, полученные на прошлом уроке. На это можно отвести 12-15 минут. Следующая группа заданий сопровождается комментариями учителя и выполняется в строгом ограничении по времени.
Задание 5
Учитель. Каждое слово что-нибудь означает. Я предлагаю вам вспомнить значение слова «озеро».
На карточке приведены три определения. Нужно выбрать правильное и поднять соответствующую цифру. Правильно ответившим группам засчитывается балл.
Определения:
Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.
Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.
Ответ к заданию 5:
Озеро – это природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
Учитель. А вот так, поэтически красиво, передал нам свое восприятие озера А. Блок:
Как женщина усталая, оно Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.
(«Над озером».)
Такого количества и такого разнообразия озер, как в России, нет ни в одной стране мира. Вспомните, сколько озер насчитывается в нашей стране? (Более 1 млн)
Вы сказали, что озеро – природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение.
Задание 6
На одной карточке перечислены все типы озерных котловин, на другой даны их описания, на третьей указаны примеры, а на четвертой – районы распространения озер. Учащиеся должны установить соответствия.
Карточка 1. Типы озерных котловин.
Тектонические.
Вулканические.
Ледниковые.
Остаточные.
Запрудные.
Карстовые.
Озера-старицы.