Урок 18 Я и мир вокруг

0
2671
информатика


Цель:
углублять представление учащихся о взаимосвязи человека и окружающего мира.

Задачи:

– расширение знаний о понятии «окружающий мир»;

– развитие умения выражать свое отношение к окру­жающему миру;

– воспитание позитивного отношения к окружающему миру.

Ресурсы: аудиозапись лирической композиции.

Круг радости

Учитель предлагает учащимся войти в круг со словами «Окружающий мир сегодня радует меня …». Далее учащиеся, взявшись за руки высказывают добрые пожелания друг другу.

Проверка домашнего задания

Проверка домашней работы имеет особое значение, так как творческий характер задания позволяет учащимся выразить свои чувства, проявить готовность осмысливать приятные моменты своей жизни в прошлом, настоящем и будущем. Учитывая воспитательную значимость презентации каждым учеником результата своей деятельности, целесообразно оформить выс­тавку творческих работ. Учитель может предложить желающим прокомментировать свои рисунки. Анализируя результаты выполнения задания, учитель отмечает, что этот вид творчества помог многим осмыслить некоторые стороны взаимодействия с окружающим миром: людьми, событиями, природой.

Задание

Внимание учащихся акцентируется на задании 4 в тетради. По усмотрению учителя выполнение данного задания может быть организовано по-разному: прочитать рассказ «Лужица» по Н. Абрамцеву и ответить на вопросы или разыграть сценку по тексту и обсудить вопросы. В любом из вариантов после обсуждения вопросов, данных к тексту рассказа, следует обратить внимание учащихся на вопрос: как умение удивляться помогает человеку приобрести новые знания и делать маленькие открытия для себя? Учитель ход рассуждений учащихся подводит к мысли о том, что человеку важно стремиться к новым открытиям на пути познания, потому что именно это наполняет жизнь смыслом. Эти выводы закрепляются учебной информацией.

Учебная информация

Учащиеся знакомятся с новой учебной информацией, представленной в рубрике учебника «Узнаем новое». После прочтения текста учитель может задать несколько вопросов для закрепления учебной информации

Познание мира происходит через чувства, мысли, поступки, взаимодействие с людьми, природой, самим собой. Благодаря этому, человек открывает в себе новые возможности, находит применение своим силам. Чем активнее мы стремимся к познанию мира, тем больше делаем неожиданных открытий, тем увлекательнее и интереснее наша жизнь.

Чтение

Для подтверждения мыслей учащихся, выстроенных в ходе обсуждения задания по тетради, а также осмысления новой информации проводится чтение рассказа Л. Лиходеева. Благодаря этому рассказу учащиеся понимают важность умения удивляться в познании окружающей действительности. Учащиеся по очереди читают рассказ Л. Лиходеева и отвечают на вопросы. Вопросы составлены таким образом, что предполагают осмысление каждым отвечающим собственного опыта в познании мира.

Попробуй удивляться

Л. Лиходеев

Однажды Архимед сел в ванну и почувствовал, будто стал легче. Он и до этого садился в ванну, и многие до него делали то же самое. Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. Архимед удивлялся. Когда он удивился – он задумался. А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.

Может быть, все это происходило и не так. Но факт остается фактом: закон Архимеда существует, и те, кто, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.

Мне кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны, что они умеют удивляться.

Скажем, сидел себе Ньютон в саду. Смотрит – упало яблоко. Ну, упало и упало. Подыми и съешь. Никого не удивляло это никогда. А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» Удивился. Задумался и открыл закон всемирного тяготения.

Конечно, все это гораздо сложнее. Все это требовало огромного труда, огромных знаний.

Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.

Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. Они ничего бы не придумали, и ничего бы не открыли. Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос.

И, кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.

Вот идет в лесу человек. Слышит – поют птицы. Ну поют и поют, эка невидаль! А иной удивится: очень необыкновенно и складно поют. И задумаются…

А другой человек удивится краскам и цветам природы. И начинает сам пробовать сочетать эти краски. Получается картина.

Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как разнообразно и точно или, наоборот, нудно и неточно люди излагают свои мысли. И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.

Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. Они как-то смотрят на мир однобоко – чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? У них явные расхождения с Ньютоном. Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. Они берут волшебный ковер-самолет и прибивают его на стенку, чтоб не летал. Они цветами корову накормят, у птицы перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания, о чем болтают.

А ты попробуй удивиться. Все в этом мире непросто. Все находится во взаимосвязи. Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. Поэтому существуют мечты и реальность. Поэтому существует дружба и борьба. И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.

И поэтому люди бывают счастливы.

… Жизнь удивительна. И люди удивительны. И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

Вот как важно уметь удивляться!

Какое значение имеет в жизни человека умение удивляться?

Расскажите, какие чувства вы испытывали, когда, как Архимед, могли крикнуть: «Эврика!»

Были ли в вашей жизни моменты, когда вы были удивлены, восхищены чем-то в окружающем вас мире?

Подводя итоги обсуждения предлагаемых вопросов, учитель подчеркивает, что умение удивляться – важное качество человека, которое помогает познавать мир с радостью в сердце.

Минутка тишины

Учитель предлагает учащимся расслабиться, принять удобное положение и послушать тихую спокойную мелодию.

Упражнение

После релаксации учащиеся выполняют задание по составлению короткого устного рассказа «Открываю мир». При составлении устного рассказа учащиеся используют вопросы, представленные в данном задании.

Составьте короткий устный рассказ на тему «Открываю мир», используя следующие вопросы:

Что из привычных вещей и явлений удивляло вас?

При каких обстоятельствах вы совершили неожиданн о е открытие?

Где и как происходили эти открытия?

Резюме

Для обобщения темы урока используется рубрика учебника «Обращаем внимание».

Добрые намерения, чистые помыслы, светлый ум позволяют человеку познавать и понимать мир вокруг, делать важнейшие открытия.

Домашнее задание

Учащимся предлагается выполнить задание 5 в тетради.

Вспомните и запишите историю, в которой вы узнали что-то интересное и удивительное. Придумайте заголовок своему рассказу.

В Круге «От сердца к сердцу» учитель проникновенно читает учащимся стихотворение Ф.Тютчева.

Федор Тютчев

* * *

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет!

поурочные планы для 6 класса, Самопознание