Урок 18. гласный звук [и], БУКВА Ии
Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [и], буквой Ии; развивать речь, логическое мышление, внимание.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
1. Выделение звука [и].
Загадка:
В узкий глазок вдета тонкая нитка –
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик… (иголка).
Слого-звуковой анализ слова иголка. (С опорой на схему на с. 33.)
Вывод: в слове иголка три слога. Второй – ударный. В первом слоге один звук – [и], во втором слоге – слияние и согласный звук – [гол], в третьем – слияние согласного с гласным [ка].
Вопросы:
– Еще раз произнесите первый слог. ([и].)
– Сколько в нем звуков? (Один.)
– Какой это звук? (Гласный.)
– Почему?
Учитель. Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты. Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.
Учитель показывает карточку с изображением буквы Ии.
Физкультминутка
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Вопрос:
– На что еще похожа буква И?
Варианты ответов детей.
2. Выкладывание буквы И из подручного материала (палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д.; можно использовать пластилин).
Работа выполняется под музыку.
3. Печатание буквы Ии учащимися в тетрадях.
III. Формирование практических умений и навыков.
Задание: назовите слова, которые начинались бы с буквы И.
Варианты ответов детей.
Физкультминутка
1. Чтение учащимися стихотворения.
Играл
С иголкой воздушный шар,
И вот лежит он,
чуть дыша.
Игрушке даже ясно –
Играть
с иголкой опасно.
Задание: назовите слова из стихотворения, в которых встречается звук [и].
? Работа по учебнику: с. 33.
Чтение учащимися стихотворения.
2. Скороговорка: У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
3. Чтение пословиц на с. 32.
Учитель выясняет, как учащиеся понимают их смысл.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок? (Гласным звуку [и], букве Ии.)
– Чему учились на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.