Урок 17 Тема: Любовь к учению

0
742
физика

Цели урока:

ознакомление учащихся с понятиями «интерес» и «любознательность»;

привитие детям элементарных знаний о свойствах мозга, о мышлении человека;

стимулирование у ребенка желания учиться и любить учение.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница».

Ход урока

1. Круг радости

Добрый день, друзья. Вы снова в этом классе, и я знаю почему. Потому что вам нравится учиться, познавать себя и других, учиться понимать себя и окружающий мир.

Сегодняшний урок мы начнем с интересной игры, которая называется «Я знаю». В окружающем нас мире очень много удивительного, необычного, интересного. И сейчас мы поприветствуем друг друга интересными сведениями, знаниями.

Приветствие начнется со слов «Я знаю …» и каждый из вас расскажет своим друзьям что-то интересное и необычное. Можно начну я. «Я знаю, что лягушки могут слышать кожей».

2. Поговорим

Молодцы, ребята! Вы очень умные и знаете много интересного. Сегодня на уроке мы будем говорить о важности и полезности знаний.

Я предлагаю вам совершить необычное путешествие в прошлое. Представьте себе, что мы вернулись на миллионы лет назад, во времена, когда только появились первые люди. Они совсем не были похожи на нас. Они еще ничего не умели, ничего не знали. Они даже не умели говорить.

Что же помогло человеку стать таким, какой он есть сейчас? (Ответы детей).

3. Обратимся к учебнику

Молодцы, ребята! А теперь попробуем найти ответ на вопросы урока в стихотворении И.Алтынсарина «Давайте, дети, учиться!»

Дитя, когда учиться станешь ты,

То знание средь полной темноты

Светлее ламп осветит путь тебе,

И станут явью все твои мечты.

Давайте же, дети, учиться начнём

И знания светлые нити навек

В свою благодарную память вплетём!

Кто вовсе не хотел себя учить,

Тот никогда не сможет умным быть.

Как чёрного от белого вовек

Баран иль бык не сможет отличить.

Чтоб лучше неизвестное узнать,

Все дети умные за книжками сидят,

Лишь глупые мальчишки-шалуны

Стараются ученья избегать.

Давайте же, дети, учиться начнём

И знания светлые нити навек

В свою благодарную память вплетём!

О чем это стихотворение?

Какие чувства пробуждает оно в вас? (Ответы детей).

Замечательно! В «Азбуке» есть стихотворение Н.А.Некрасова, которое называется «Школьник». Прочитаем его?

¨ Каким вам представилось это стихотворение?

Что объединяет эти два произведения? (Ответы детей).

Все самые умные и мудрые люди Земли всегда волновались за будущее поколение, за их знания. Потому что знания – это свет. Трудно себе даже представить, каким был бы мир, если бы человек ни к чему не стремился и не хотел ничего узнать, если бы в мире не было такого понятия, как «знания».

4. Творим в тетради

В «Азбуке» и в «помощнице» выведено определение понятия «знание». Знания – это постижение человеком действительности через своё сознание. Запомните это определение.

В стихотворении И.Алтынсарина «Давайте, дети, учиться!» есть строки, в которых поэт сравнивает знания – с лампой:

Дитя, когда учиться станешь ты,

То знание средь полной темноты

Светлее ламп осветит путь тебе,

И станут явью все твои мечты.

А с чем бы вы сравнили знания? В тетрадочке напишите об этом. Нарисуйте. Раскрасьте (Задание 1). (Дети творят в тетради).

5. Презентация

Дети зачитывают свои ответы. Демонстрируют авторские картинки.

6. Поговорим

Молодцы, ребята! Только благодаря своему стремлению познавать нас окружают изобретения человеческого гения. Все открытия произошли только потому, что человек всегда стремился познать, задавал вопрос «почему?»

Отличие человека от других обитателей нашей планеты состоит в том, что человек стремится понять мир, в котором он живет, и усвоить его ценности. Понимание и усвоение знаний дается человеку с помощью его способности мыслить. Один мудрец говорил: «Я мыслю – я живу». Возникает вопрос: что значит «мышление», «мыслить», «мысль». Оказывается, что кора головного мозга имеет толщину всего 2-3 см, а состоит из 15 миллиардов особых нервных клеток. Посмотрите, это больше, чем число людей, которые проживают на земном шаре. Наука утверждает, что по своим возможностям человеческий мозг во много раз превосходит любую, саму мощную электронную технику. Но, к сожалению, взрослый человек на протяжении всей жизни использует далеко не все возможности своего мозга. Мозг – это генератор мысли человека. В его недрах рождаются самые захватывающие идеи и открытия, которые удивляют жителей планеты Земля.

Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы память человека была долговременной, мысль – четкой?

Подвластно ли человеку совершенствовать свою память, мышление?

Как он это может сделать? (Ответы детей).

6. Чтение произведения. Н.Носов «Ступеньки». Беседа

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

– Одна, две, три, четыре, пять…

– Ну, чего же ты остановился? – спрашивает Валя.

– Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.

– Ну вспоминай, – говорит Валя.

Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

– Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять…

И снова остановился.

– Опять забыл? – спрашивает Валя.

– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

– Одна, две, три, четыре, пять…

– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.

– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала…

– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

– Не хочешь – не надо, – отвечает Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

– А дальше шесть, – сказала мама.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:

– Одна, две, три, четыре, пять…

– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!

– Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше: – Семь, восемь, девять, десять.

Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.

О чем этот рассказ?

Какие качества вы бы особо отметили у Пети?

Как, по-вашему, он будет учиться в школе?

Какие чувства маленький герой пробудил в вашей душе?

Поразмышляйте, что дают человеку любовь к учению, стремление исследовать, узнавать новое? (Ответы детей).

7. Творим в тетради

В тетрадочке-«помощнице» выполните Задание 4. Внимательно рассмотрите картинку. Перечитайте рассказ Н.Носова «Ступеньки». Подумайте и напишите на каждой ступеньке то, что рождает в вас любовь к знаниям. (Дети творят в тетради).

8. Домашнее задание

Выполните в тетради Задание 3. Это очень интересное задание. Поразмышляйте над ним. Пусть ваши сказочные герои оживут на страничках тетради.

Прочитайте и поразмышляйте над мудрыми мыслями «Азбуки Самопознания» о знании, о любви к знаниям.

9. Круг «От сердца к сердцу»

Дети! Знания дают нам дорогу в жизнь, делают ее интересной, насыщенной. Я надеюсь, что сегодняшний урок был очень полезен для вас. И вы приобрели новые знания. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодняшний урок помог мне понять…»

Самопознание, поурочные планы для 3 класса