Цель урока: познакомить учащихся с понятием «общение»; объяснить детям необходимость соблюдения правил общения, принятых в обществе; развивать умение общаться с разными людьми.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнение, практическая работа.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница».
Круг радости:
Побеседуем
– Сегодня мы будем говорить об общении. Вы, наверное, обращали внимание на то, что большую часть времени мы проводим в общении с окружающими. Общение – это самое большое богатство человека, духовная ценность. Благодаря общению мы вступаем в личные, семейные, производственные и другие отношения со всеми окружающими нас людьми. Поэтому важно учиться общаться . Одни люди бывают более общительными, чем другие.
– Как вы думаете, что значит быть общительным?
– В вашем классе есть общительные ребята? Как у вас складываются с ними отношения?
Размышления детей.
– Вам предлагаются характеристики общительного человека, на которые нужно ответить: «да» или «нет». Итак, «Общительный человек – это тот, кто…»
– умеет легко вступать в контакт с другими;
– может с легкостью найти тему для разговора;
– говорит слишком много;
– умеет слушать;
– не говорит о разных пустяках ради того, чтобы заполнить паузу;
– может легко завязывать дружбу (и т.д.).
Учитель читает высказывание Абая Кунанбаева: «Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному» – и просит детей его прокомментировать.
Рассуждения детей.
Творческая работа
Задание. Учитель делит класс на 6 групп. Каждой группе дается вопрос, который предлагается обсудить в течение 4-5 минут, а затем подготовить коллективный ответ.
1. Для чего людям надо общаться друг с другом?
2. С какими людьми, на ваш взгляд, приятно и легче общаться?
3. Что может быть препятствием для общения друг с другом?
4. Каким должно быть общение, чтобы его можно было назвать культурным?
5. Что нужно учитывать при общении людей, чтобы оно не было в тягость?
6. Какое общение можно назвать плодотворным? Что может быть «плодами» общения?
Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»
Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:
– с мамой, приехавшей из дальней командировки;
– с заболевшим товарищем, которого вы навестили;
– с встретившимся вам по дороге в школу другом;
– с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;
– с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;
– с девочкой, которая нравится вам;
– с закадычным другом;
– с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;
– с вашим кумиром – любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;
– с соседкой, которая вам приятна;
– с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.
Обратимся к хрестоматии
Д. Родари. «Страна без острых углов»
Как-то во время одного из своих путешествий Джованнино очутился в стране, где все дома были с круглыми углами, а крыши заканчивались небольшими арками. На улицах росли кусты живых роз. Джованнино сразу захотелось вдеть розу себе в петличку. Срывая цветок, он старался не уколоться, но, оказалось, шипы были мягкими, как резина, и вовсе не кололи, а только щекотали руку.
– Ой, какое чудо! – воскликнул Джованнино. Вдруг из-за куста появился полицейский. Он улыбался:
– Вам разве неизвестно, что цветы рвать нельзя?
– Простите, пожалуйста, но я об этом не подумал!
– В таком случае вы заплатите только половину штрафа, – необычайно любезно сказал полицейский.
Заметив, что полицейский выписывает квитанцию карандашом без кончика, Джованнино не выдержал и попросил:
– Вы не покажете мне вашу саблю?
– С удовольствием, – ответил полицейский. И, конечно, сабля его была тоже без острия.
– Что это у вас за страна? – спросил Джованнино.
– Страна Без Острых Углов, – ответил полицейский настолько любезно, что каждое его слово следовало бы написать с большой буквы…
– А теперь, будьте добры, дайте мне две пощечины.
Джованнино разинул рот, словно ему предстояло проглотить целый торт.
– Помилуйте, я не хочу попасть в тюрьму за оскорбление полицейского! Уж если на то пошло, вы должны мне дать две пощечины, а не я вам!
– Но у нас принято именно так: полный штраф – четыре пощечины, половина – две.
– Полицейскому?
– Конечно, полицейскому!
– Но ведь это ужасно несправедливо!
– Еще бы! – сказал полицейский. – Давать пощечины ни в чем не повинным людям настолько трудно, что все стараются не нарушать законы. Ну, дайте мне эти две пощечины, и в другой раз будете внимательнее.
– Но я не в состоянии даже щелкнуть вас по щеке; я могу вас только погладить!
– Тогда, – сказал полицейский, – мне придется проводить вас до границы.
И Джованнино, крайне пристыженный, вынужден был покинуть Страну Без Острых Углов…
– Почему эта страна так называется – «Страна Без Острых углов»?
– Как вы думаете, возникают ли «острые углы» во время общения людей? Почему?
– Что можно сделать, чтобы «сгладить» эти углы?
– Что, на ваш взгляд, необычного вы заметили в отношениях между людьми в этой стране?
Размышления детей.
– Автор рассказа не без основания назвал описываемую им страну – «Страной Без Острых Углов». Дело в том, что «острыми углами» в общении человека с другим человеком, как правило, называют напряженные моменты, споры, ссоры в общении. Запомните, что только умный и мудрый человек будет стремиться избегать этих «острых углов».
– Жители «Страны Без Острых Углов» решили оставить пригласительный билет для тех детей, которые желают попасть в их удивительную страну.
Работа в тетради
– В тетради выполните задания 1 и 3.
Побеседуем
– Итак, мы знаем и понимаем, что наша жизнь может быть красивой и интересной благодаря общению. Если о человеке говорят, что он общительный, это характеризует его с хорошей стороны. Человек всегда должен стремиться строить доброжелательные отношения с другими людьми. А этому искусству нужно учиться!
– Давайте все вместе попробуем разработать основные правила общения, правила этикета и постараемся придерживаться их в повседневной жизни. Я хочу предложить такое правило: «Старайся внимательно выслушать собеседника». Дети называют свои правила, учитель записывает их на доске, а учащиеся – в тетрадях.
Домашнее задание
Выполните в тетради задание 2. Прочитайте в хрестоматии стихотворение Б. Заходера «Мы друзья».
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и дети в кругу говорят друг другу добрые пожелания.