Цели: рассмотреть особенности социальной структуры общества; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление через работу с текстом по алгоритму.
Основные понятия: социальная группа, малая группа, семья.
Оборудование: учебник.
План изучения нового материала
1. Социальные группы.
2. Социальное неравенство.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодняшний урок посвящен социальной структуре общества.
!1. Лекция
Социальное деление общества на группы
Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятельные и уважаемые вожди и их приближенные, а также люди отвергнутые обществом. На следующих этапах расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.
Принято различать экономическое, политическое и профессиональное деление общества на группы. Экономическое деление выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политического деления. К профессиональному делению можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятий. При этом некоторые профессии считаются более престижными по сравнению с другими.
По мнению ряда ученых, социальное расслоение расценивается как зло, люди должны принимать такое положение как неизбежность.
Согласно иной точке зрения неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели.
– Поразмышляйте над приведенными точками зрения.
III. Самостоятельная работа над новой темой
Прочитайте с. 85—86 учебника, оцените прочитанный текст, используя один из методов критического мышления — «метод шести шляп».
Первая шляпа — красная: эмоциональное восприятие прочитанного или услышанного материала, непосредственная реакция.
Вторая шляпа — белая: изложение фактов, описаний, статистики.
Третья шляпа — черная: негативная, критическая.
Четвертая шляпа — желтая: позитивные стороны прочитанного, услышанного.
Пятая шляпа — синяя: аналитическая, поисковая.
Шестая шляпа — зеленая: изобретательская, творческая.
Каждый ученик класса получает «шляпу» и оценивает прочитанный текст с одной позиции.
(Учащиеся обмениваются информацией. Делятся трудностями, которые они испытали при выполнении данного задания.)
IV. Подведение итогов урока
(Учащиеся зачитывают выводы по теме, с. 87, и отвечают на вопросы учителя.)
— Что такое социальные группы? (Группы людей, выделенных по социально значимым признакам.)
— Какие вы знаете классификации социальных групп? (Большие и малые социальные группы.)
— Что такое малая группа? (Небольшая по численности группа людей, объединенных общими целями, интересами, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.)
— По каким принципам различают большие социальные группы? (По социальному положению, этнической принадлежности, возрасту, месту жительства, половому признаку, профессиональной деятельности.)
— Сколько национальностей проживает на территории РФ? (Свыше ста национальностей.)
— На какие группы делится общество, демонстрируя социальное расслоение людей? (Высший класс, средний класс, низший класс.)
— Чем характеризуется современная социальная политика РФ? (Предусматривает систему мер и государственных программ для повышения уровня и качества жизни всего населения, поддержки малообеспеченных, безработных, инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны и труда.)
Домашнее задание
Прочитать с. 83—87 учебника. Практикум: задание 2. Выучить словарь урока.
Дополнительный материал Проблема бедности стран Африки
Масштабы хозяйственной деятельности в Африке на мировом фоне весьма невелики: ограниченный набор отраслей с элементарными связями между отдельными подструктурами и обществом. Регион Африки южнее Сахары, где сосредоточено 10% населения мира, производит лишь 1,4% мирового валового внутреннего продукта и около 1% продукции обрабатывающей промышленности, причем около трети ВВП приходится на ЮАР. Величина душевого ВВП развивающихся стран региона is 3,5 раза ниже этого показателя в среднем по группе развивающихся стран и в 50 раз ниже, чем в промышленно развитых государствах.
Вместе с тем Африка располагает значительной сырьевой базой для развития черной металлургии. Регион богат рудами цветных металлов (медь, кобальт, свинец, цинк, уран, олово, алмазы и др.).
Есть несколько важнейших причин, по которым Африка имеет стратегическое значение для мировой экономики, в том числе для геополитических интересов Соединенных Штатов Америки как крупнейшего игрока мирового рынка. Главная из них — это нефть. На долю Западной Африки уже сейчас приходится 15% нефти, импортируемой в США, и этот показатель, по всем прогнозам, в течение ближайших 25 лет достигнет 25%. Нефтяные месторождения найдены на побережьях Анголы, Сан-Томе, Габона и Нигерии. США пытаются уменьшить энергетическую зависимость от Ближнего Востока, поэтому Африка в последние годы стала особым объектом американского политического интереса.
Развитие экономики африканского континента за последние два десятилетия породило разочарование. Борьба против бедности, за улучшение условий жизни практически не принесла никаких результатов. От импульсов, приданных глобализацией, Африка выиграла меньше, чем другие регионы мира. Хотя успехи есть, но появились и новые проблемы. До решающего перелома еще далеко.