Урок 17. Религиозный состав населения Земли

0
389
преподавание

Цели: сформировать представление о мировых религиях, распростра­нении народов проповедывающих различные религии.

Оборудование: карта распространения основных религий, контурные карты, атлас.

Тип урока: урок-семинар.

Ход урока

Опрос

Приведите примеры крупнейших языковых семей мира. Какие на­роды к ним относятся?

Какой из народов зарубежных стран, родственных якутам и тувин­цам, самый многочисленный?

В каких природных зонах живет большинство представителей этой языковой семьи?

Покажите на карте современные очаги национальных конфликтов. Укажите причины их появления.

Изучение нового материала

Учитель. Религия — одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все сто­роны жизни верующих, освящает их нравы, работу, отдых. Оказывает су­щественное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов не­скольких стран). Кроме того, существуют национальные религии или эт­нические (проповедуются среди населения одной страны или среди од­ного народа).

На доске начерчена схема. Учащиеся с помощью учителя заполняют ее в тетрадях.

Классификация религий

Далее можно заслушать выступления учащихся с докладами на темы: «Христианство», «Мусульманство», «Буддизм», «Национальные рели­гии», «Местные верования». Ориентировочные тексты докладов см. в «Дополнительных материалах».

Задание: На основе карт атласа заполнить таблицу «Основные рели­гии мира».

Задание: Отметить на контурных картах страны распространения од­ной из мировых религий. Работа может быть организована по вариантам или по группам.

Закрепление изученного материала

Вопросы для дискуссий:

Почему основные религии мира возникли именно в Азии?

Объясните причины распространения мировых религий, и нерасп­ространения национальных религий.

Почему приверженцев местных верований много в Африке и в Ла­тинской Америке?

Назовите основные религиозные центры. Объясните появление их именно в этих районах мира. Когда они стали исполнять роль религиоз­ных центров?

В чем влияние религии на хозяйство и демографическую ситуацию этих стран?

Какие табу есть в религиях и чем они объясняются?

Домашнее задание

Подготовьте доклады на тему «Городской взрыв» в развивающихся странах». «Небоскребы в США», «Сравнительная характеристика го­родов в США и Европы».

Дополнительные материалы

Буддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых рели­гий. Возник в Древней Индии в VI—V вв. до н. э. Основателем считается Сид- дхартха Гаутама. Расцвет буддизма в Индии V в. до н.э. — начало 1-го тыс.н.э. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. В Индии к XII в. ра­створился в индуизме, сильно повлияв на него. В центре буддизма — учение о «4-х благородных истинах»:

существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недо­стижении желаемого и т. д. есть страдание;

причина страдания — жажда чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения;

страдание может быть прекращено только искоренением этой жажды, для чего предлагается восьмеричный путь;

Восьмеричный путь (он же Срединный), включающий в качестве ступеней созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности: Будду, Дхарму (закон) и Сангху, — что и передавалось из поколения в поколе­ние практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в XX в. — Северной Америки, Европы, России.

Согласно основному правилу буддизма, есть Будда — просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом че­рез развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений. Глав­ными достижениями буддизма являются Просветление и Успокоение (нир­вана), которые знаменуют окончательное освобождение и достижение выс­шей цели.

Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста проповедей, бесед. Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 г. до н. э. они были впервые запи­саны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропей­ской группы (близком санскриту).

Есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищен­ствующих, сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, кото­рые из поколения в поколение следуют путем Будды.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных. Людям, не нашед­шим себе места, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страда­ний вобщинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государствен­ных институтов, но и не порывающем с ними, кормящих граждан духовно и кор­мящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине, монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

Известны первые документальные сведения о буддизме, которыми стали вы­битые в камне указы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего севе­ро-восточную, северную и центральную Индию.

В странах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизм закрепился постепенно в I-II1 вв. (в Лаосе лишь в XVI в.). На острова Малайского архипелага буддизм проник в конце VII в.

В страны Средней Азии буддисты пришли в 1 в. во времена великой империи Кушан, покровительствовавшей буддизму. Отсюда в этом же веке по двум основ­ным караванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли в города- государства на территории современного Синьцзяна и в китайскую столицу Лоян. Из Китая буддизм проникает во второй половине IV в. на Корейский полуост­ров, а оттуда в середине V] в. в Японию.

В Тибете буддизм распространялся с середины VII в. Он стал государственной религией в Тибете со второй половины VIII века. В Монголии — во второй половине XVI века. С этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVII—XVIII вв. огромное Джунгарское ханство, которое про­стиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на восто­ке. А также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине XVII в. в Московское цар­ство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселя­лось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России (в 1991 праз­дновалось его 250-летие в нашей стране).

Одновременное распространением буддизма на Север и Восток с VIII в. начи­нается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинен­та, а также изгнание монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.

Ислам (араб. — покорность) – монотеистическая религия, одна из мировых религий, ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель

Мухаммед. Основные направления — суннизм и шиизм.

Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Восто­ке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Аф­рики. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухам­меда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд человек. Боль­шинство мусульман — сунниты (90%), шииты составляют около 10%.

Основатель ислама — Мухаммед (5707-632). До Мухаммеда арабам были известны монотеистические религии — иудаизм и христианство. Под определен­ным влиянием этих религий в 610-12 гг. началась религиозная проповедь Мухам­меда, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселе­ния в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый му­сульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого липа, как бы слою в слово продиктовал Мухаммеду через своего ангела Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя ii Книге — в Коране. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммеда. Ислам находит­ся в определенном родстве с иудаизмом и христианством, он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру веди- ного, сущего и живого Бога, возводит свои истоки к «религии Авраама», частич­но забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и хрис­тианами. Миссия Мухаммеда заключалась не в создании новой религии, а в вос­становлении исконной и истинной веры в единого Бога.

Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, при­знавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульмани­на), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же

люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обраще­нию в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.

В исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства. Имам или мулла—лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран.

Вера, согласно большинству мусульманских теологов включает в себя пять основных предметов:

веру в единого и единственного Бога;

ангелов;

Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Ав­раама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммеда);

Божьих пророков и посланников;

Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание.

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет боже­ства, кроме Бога, и Мухаммед — раб Его и Посланник Бога»;

ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;

очистительная милостыня в пользу нуждающихся;

пост в месяц — рамадан, который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;

паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульма­не со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает йациональных и культурных различий.

После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный му­сульманский праздник — или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама Второй по значимости мусульманский праз­дник — ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлю­щую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.

Индуизм — совокупность религиозно-мифологических воззрений, сформи­ровавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри- Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индо­незия, Сингапур), Африке и некоторых других регионах — в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки.


Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского варианта имени реки Синдху (Инд). Позже это слово стало обозначать не только реку и страну, прилегающую к ней, то есть Индию, но и населяющий ее народ. Сами же хинду (индусы, индуисты), восприняв через англичан слово «индуизм», досих пор продолжают использовать и самоназвание религии — «санатана дхарма», что, учитывая многозначность слова дхарма, можно перевести лишь очень обоб­щенно — как «извечный порядок», «извечный закон». Столь абстрактное опре­деление как нельзя лучше отражает трудноуловимую суть этой религии, которая не поддается исчерпывающему описанию. Индуизм производит впечатление гро­моздкого, аморфного, лишенного четких границ комплекса, распадающегося на ряд течений, ветвей, бессчетное число школ, толков и культов. В индуизме огром­ное число богов, но нет единого для всех бога, нет основателя религии или проро­ка, нет единого Священного Писания. Но авторитет признаваемых каждым на­правлением основных текстов и преданий чрезвычайно высок; нет символа веры, но есть понятия, всегда находящиеся в центре внимания индуистов (дхарма, кар­ма, сансара, мокша, брахман, атман, варна, каста и др.).

Знаменитому индуистскому принципу ненасилие над живыми существами противоречат до сих пор практикуемые кое-где кровавые жертвоприношения. В индуизме нет ничего подобного привычной Западу церковной организации, но в нем используются иные внутренние скрепы, самой мощной из которых, вероятно, является освящаемая им кастовая структура, нередко воспринимаемая как краеу­гольный камень традиционного индуистского общества. Обобщенно говоря, в инду изме нет ничего, что безоговорочно признавалось бы всеми индуистами и что рассматривалось бы лишь с одной, раз и навсегда закрепленной точки зрения.

Удивительная многоликость индуизма вынуждает некоторых исследователей утверждать, что индуизм не религия, а сочетание отдельных, хотя и близких друг другу религий (шиваизм, вишнуизм и тл.). Другие, также отвергая существование индуизма вообще, предлагают различать л ишь разные его виды: храмовый, домаш­ний, жреческий, сельский или народный, племенной и т.п. В этом проявляется принципиальный плюрализм индуизма, являющийся его наиболее характерной чер­той. В истории индуизма борьба с инакомыслием редко при

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь