Урок 17. Периферическая нервная система

0
354

Цели урока: Формировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы, показать отличия соматической нервной системы от вегетативной и адаптивную роль двойной вегетативной ин­нервации органов в регулировании деятельности внутренних органов; развивать у учащихся умения работать с учебником.

Оборудование: таблица «Схема строения нервной системы»

Ход урока

Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Задание №1. Продумайте ответы на вопросы о функциях пяти отделов головно- к) мозга, названных в 1-й колонке. Зашифруйте их последовательно цифрами из 5

групп:

1. Продолговатый мозг

10. Над продолговатым мозгом

2. Средний мозг

11. Координация движений

3. Промежуточный мозг

12. Образование условных рефлексов,

4. Мозжечок

мышление

5. Большие полушария мозга

13. Мышечный тонус

6. Внутри полушарий

14. Регуляция обмена веществ

7. Задний мозг

15. Регуляция дыхания, кровообраще­

8. Продолжение спинного мозга

ния, пищеварения

9. Над всеми отделами мозга

Ответы: 1,8, 15; 2,10, 13; 3,6, 14; 4, 7,11; 5, 9, 12.

Задание № 2. Сопоставьте факты.

В опытах с экстирпацией после оперативного удаления больших полушарий птицы сохраняют способность летать. Они реагируют на свет и звук, хотя становят­ся неспособными самостоятельно находить пищу и питаться.

(Экстирпация – от лат. вырывание с корнем, хирургическое удаление какого-либо органа, как правило железы.)

Собака с удаленной корой движется, но точность движений у нее нарушена. «Бескорковая» собака не способна обойти препятствие, не узнает хозяина, не реаги­рует на кличку. Она способна умереть от голода, находясь рядом с пищей.

Обезьяны такую операцию переносят с трудом и быстро гибнут. Все индивидуаль­но приобретенные реакции у них исчезают, произвольные движения отсутствуют. Большую часть времени обезьяны с удаленной корой больших полушарий проводят в состоянии сна.

Какие выводы можно сделать на основе наблюдений за животными с удаленны­ми полушариями головного мозга и анэнцефалами (см. предыдущий урок)?

(Такие наблюдения показывают, что в процессе исторического развития животного мира возрастает значение высших отделов центральной нервной системы в жизни ор­ганизма. Сложные реакции организма контролируются корой больших полушарий. Все, что приобретается организмом в течение индивидуальной жизни, связано с функцией больших полушарий головного мозга. С ними же связано взаимодействие организма с внешней средой, его поведение в окружающем мире.)

Задание 3. Почему при операциях мозга больные совершают непроизвольные движения, например, рукой, ногой, когда хирург прикасается к участкам коры, ле­жащим впереди от центральной борозды?

Проведение демонстрационного опыта.

Цель: показать аналитико-синтетическую деятельность больших полушарий го­ловного мозга.

Оборудование: экран (лист фанеры), металлическая монета и ручка.

Ход опыта. Учитель сажает испытуемого за учительский стол, перед ним ставится фанерный экран, отгораживающий его от класса (экран помещается с таким расче­том, чтобы он мог достать рукой предмет, помещенный за экраном, но не мог про­контролировать свои действия зрением).

а) Глаза закрыты. По просьбе учителя испытуемый доложен найти предмет, спрятанный за экраном. Учащиеся наблюдают за движениями руки испытуемо­го.

б) Бросается монетка так, чтобы испытуемый слышал ее звон, затем монета неза­метно убирается. После этого учитель предлагает испытуемому достать брошенный предмет.

в) Глаза открыты. Экспериментатор демонстрирует испытуемому ручку в верти­кальном положении, а затем прячет ее за экран. Незаметно для испытуемого пе­реводит ее в горизонтальное положение. Учащиеся наблюдают, как ощупывающие движения сменяются захватывающими, когда рука испытуемого обнаруживает ка­рандаш. (Иная информация, поступившая в мозг по каналам обратной связи, вы­зывает изменение, уточнение деятельности: по прямым связям следуют команды, заставляющие мышцы руки изменить поиск).

Какие связи в организме называют прямыми, а какие – обратными?

Какие элементы анализа и элементы синтеза вы наблюдали в действиях ис­пытуемого?

Изучение новой темы

Из каких частей состоит нервная система человека?

Что относится к центральной, а что — к периферической нервной системе?

Дайте определение терминам: центральная нервная система, периферическая нервная система.

Центральная нервная система (ЦНС) – часть нервной системы, образованная головным и спинным мозгом.

<£> Периферическая нервная система – часть нервной системы, образованная не­рвными клетками и нейроглией, лежащими за пределами центральной нервной системы.

К периферической нервной системе о

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь