Урок 17. Паразитические плоские черви

0
784
интернет

Цели урока: обобщать и систематизировать знания о паразитических чер­вях; на примере сосальщика и бычьего цепня раскрыть особенности индиви­дуального развития червей; познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами.

Оборудование: таблицы: «Печеночный сосальщик», «Бычий цепень».

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Рассмотрите на рисунке поперечный разрез плоского червя (б) и фрагменты попе­речного среза тела планарии (а). Что обозначено на рисунках цифрами 1-8? Дайте определение терминам: кожно-мускульный мешок, паренхима.

Рассмотрите на рисунке строение органов выделения планарии. Каким образом происходит выведение из организма плоских червей конечных продуктов в обмене веществ? Что обозначено цифрами 1—2?

Рассмотрите на рисунках строение органов пищеварения сосальщиков и планарии. Каковы признаки сходства и различия в их строении? С чем связаны эти различия? Что обозначено на рисунке цифрами 1 —6? У каких червей отсутствует совсем пище­варительная система? С чем это связано?

Тест по теме «Плоские черви» (см. Приложение).

Изучение новой темы

Известно, что все представители класса сосальщиков и класса ленточных червей ведут паразитический образ жизни. У всех паразитических червей име­ются многочисленные и сложные приспособления к существованию в самых разнообразных условиях (они обитают в пищеварительном тракте человека и животных, печени, поджелудочной железе, в тканях легких, в трахее, в почках, в кровеносных сосудах и т.д.). приспособления эти проявляются и в строении тела паразитов, и в их своеобразных циклах развития, характеризующихся чрезвычайной сложностью. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Рассмотрим особенности размножения и развития ленточных червей на примере бычьего цепня и сосальщиков — на примере печеночного сосальщика.

Класс Сосальщики объединяет около 4900 видов червей, живущих во внутр­енних органах беспозвоночных и позвоночных животных, а иногда и человека. Длина их колеблется от нескольких миллиметров до 8 см, форма тела чаще все­го листовидная. Обычно имеются две присоски: одна окружает рот, а другая на­ходится на брюшной стороне тела. Они служат для закрепления паразита в организме хозяина. Тело сосальщиков покрыто сложноустроенной оболочкой, которая предотвращает переваривание паразита пищеварительными соками хозяина. Под оболочкой располагаются слои кольцевой и продольной мускул­атуры. Сосальщики сравнительно малоподвижны. В пищеварительной системе выделяются: рот в середине передней присоски, мускулистая глотка (эти отде­лы образуют сосательный аппарат) и слепо заканчивающаяся ветвящаяся киш­ка. Выделительная система состоит из множества ветвящихся каналов, впадающих в непарный канал, который на заднем конце тела открывается вы­делительным отверстием. Нервная система включает пару нервных узлов, рас­положенных по бокам глотки. От них к ротовой присоске отходят нервы, а назад — три пары продольных нервных стволов, которые соединены между со­бой нервными перетяжками. Дыхание происходит в бескислородной среде и осуществляется по типу брожения, при котором образуются ядовитые для хо­зяина кислоты: валериановая, масляная и др.

Печеночный сосальщик паразитирует в желчных протоках печени овец, крупного рогатого скота, а иногда и в печени человека. Тело сплющено в спинно-брюшном направлении, листовидное, длиной до 5 см. Передняя часть тела широкая, резко суживающаяся к ротовой присоске. Задняя его часть суживается постепенно. Жизненный цикл сосальщиков сложный, свя­занный со сменой хозяев и чередованием поколений. Половозрелая особь жи­вет в теле окончательного хозяина, а личинка паразитирует в теле промежуточного хозяина (рис. 69, 71).

О Используя рис. 69, 71, стр. 50—51, назовите окончательных и промежу­точных хозяев в циклах развития плоских червей.

Оплодотворенные яйца печеночного сосальщика попадают в желчные протоки, из них — в кишечник хозяина, а оттуда вместе с фекалиями выходят из организма. Для дальнейшего развития яйцам необходимо попасть в воду, где из них выходят микроскопические личинки (мирацидии). В них находятся зародышевые клетки, которые могут развиваться без оплодотворения. Для продолжения жизненного цикла личинка находит промежуточного хозяи­на — малого прудовика, внедряется в него и превращается в бесформенный неподвижный мешок (спороцисту), из зародышевых клеток которой появля­ется следующее поколение личинок (редии). Развитие нескольких поколений личинок из неоплодотворенных яйцеклеток приводит к увеличению их числа. В результате из промежуточного хозяина выходит гораздо больше личинок, чем попало в него мирацидиев. Личинки, покидающие прудовика (церкарыи), некоторое время свободно плавают в воде, затем оседают на водные растения, покрываются оболочкой и превращаются в цисты (адолескарии, которые яв­ляются заразными). Если эта циста проглатывается животными, а иногда и че­ловеком, то в кишечнике хозяина оболочка растворяется и паразит проникает в печень, где и достигает половозрелого состояния. Созревание происходит на 67-й день или несколько позже с момента заражения.

Человек может заразиться при употреблении для питья воды из мелких во­доемов, где обитает малый прудовик, или когда он берет в рот траву, сорван­ную на болотистых местах. В глубоких водоемах, в быстротекущих ручьях и в воде, сильно загрязненной гниющими веществами, прудовик жить не может, а где нет прудовика, там и не может распространяться заболевание, вызванное паразитом.

Заболевание, вызванное печеночным сосальщиком, называется фасциолез. Р. С. Шульц (1959) следующим образом описывает состояние животных, стра­дающих фасциолезом: «Животные начинают заметно худеть и слабеть. Шерсть становится сухой, у овец она легко выпадает, особенно на боковых стенках гру­ди. Понемногу перечисленные признаки болезни мог>т охватить большую часть поголовья. При дальнейшем развитии болезни появляется отечность в подчелюстной области, на груди и на животе. Появляется расстройство пище­варения, наблюдаются поносы, иногда запоры. Область печени болезненна. Аппетит пониженный. При возрастающем истощении и водянке многие поги­бают, если своевременно не принять меры».

В связи с огромным ущербом, приносимым фасциолезом животноводству, особенно овцеводству, много внимания должно уделяться разработке и осу­ществлению мер борьбы с этой болезнью.

О Зная, как протекает развитие паразита, предложите меры борьбы с бо­лезнью и меры предохранения животных от заражения паразитом.

В сложнейших превращениях сосапьщика, его путешествиях от хозяина к хозяину, ярко проявились черты паразитов. Итак, каков же биологи­ческий смысл происходящего?

Переходим к изучению размножения и развития ленточных червей на при­мере бычьего цепня. (Этот вопрос учащиеся рассматривают самостоятельно, используя материал §17, стр. 50—51).

О Назовите черты приспособляемости бычьего цепня к паразитическому образу жизни. Изучите, используя материал учебника цикл развития бычьего цепня. Ответьте на вопрос: Чем развитие бычьего цепня отли­чается от развития печеночного сосальщика?

После самостоятельной работы по изучению нового материала подводятся итоги: заслушивается рассказ о бычьем цепне, его строении, приспособлен­ности к паразитическому образу жизни, цикле развития. Отвечающий ис-

пользует таблицу «Бычий цепень». Учащиеся в случае неполного ответа задают наводящие вопросы отвечающему.у доски. Другой ученик отвечает на поставленный вопрос: Чем развитие бычьего цепня отличается от развития печеночного сосальщика?

Среди ленточных червей опасными паразитами человека и животных так­же являются свиной цепень, эхинококк, широкий лентец.

Название и описание паоазита

Симптомы

Способы заражения

1. Свиной цепень

2. Широкий лентец

3. Эхинококк

Профилактика заражения ленточными червями — мытье рук и овощей, кипячение воды из открытых водоемов, избегание обсасывания травинок, тщательное проваривание или прожаривание мяса, рыбы, в сжигании фин­нозного мяса, в осуществлении мероприятий по санитарному благоустройст­ву населенных пунктов, исключающих заражение животных яйцами червей, в выявлении и лечении больных, в проведении просветительной санитарно-гигиенической работы и т.п.

Закрепление материала

С какими новыми терминами мы познакомились сегодня на уроке? На­зовите их и дайте им определения.

Домашнее задание

§17, вопросы после параграфа, термины. Составить рассказ об эхинокок­ке, его строении, чертах приспособленности к паразитизму, размножении и развитии.