Урок 17. Япония. Экономико-географическая характеристика

0
337
схемы

Задачи урока:

– создать образ Японии в соответствии с планом экономико-географической характеристики;

– продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;

– совершенствовать приемы использования различных источников информации;

– развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;

– способствовать развитию познавательной деятельности через групповую форму работы;

– создать комфортные условия для развития личностных качеств учащихся;

– способствовать воспитанию уважения друг к другу, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Средства обучения:

– Физическая карта Японии, экономическая карта Японии;

– учебники и атласы для 10 класса; тематические карты “Машиностроение Японии”, “Металлургия Японии”, “Рыболовство Японии”, “Транспорт Японии” и др. (Максаковский В. П. Географическая картина мира. 2 часть. – М.: Дрофа, 2005.)

– видеофильм о Японии,

– инструктивные карточки для групповой работы:

Инструктивная карточка.

Задание для группы № 1. Особенности населения Японии.

Изучив текст учебника, рис. 68, дополнительный материал, карты атласа, дайте характеристику населения Японии.

1. Какова численность населения страны?

2. Какие меры предпринимало государство для снижения естественного прироста? Какова демографическая ситуация в Японии сегодня? Какие проблемы возникли в связи с этим?

3. Продолжительность жизни населения Японии.

4. Как размещается население по территории страны?

5. Охарактеризуйте национальный состав населения.

6. Какие религии являются основными? Как они поделили “сферы влияния”? Расскажите об особенностях синтоизма.

7. Определите уровень урбанизации в Японии. Назовите крупнейшие агломерации и мегалополис страны.

8. Что понимают под понятием “японский культурный феномен”. Раскройте его основные положения.

9. Заполните технологическую карту, пункт 3 “Особенности населения Японии”.

10. Подготовьте два сообщения: “Особенности населения Японии” и “Японский культурный феномен”.

Инструктивная карточка.

Задание для группы № 2. Хозяйство Японии. Промышленность.

Задание экспертам:

Представьте анализ развития экономики Японии.

1. Почему Япония после второй мировой войны стала развиваться быстрыми темпами? Назовите причины.

2. Какие этапы выделяют в экономическом развитии Японии? Заполните таблицу в технологической карте.

3. Заполните технологическую карту, пункт 4. Сделайте сообщение.

Задание группе.

Используя текст учебника, дополнительный материал, карту атласа на стр. 33, составьте характеристику основных отраслей промышленности:

1. На что ориентируется энергетика Японии? Какие электростанции получили развитие в Японии? Где они размещаются? Назовите крупные электростанции.

2. Дайте характеристику черной металлургии. Изучив карту, определите, откуда поступает сырье для металлургических комбинатов? Какие три района черной металлургии сформировались в стране?

3. Почему снился удельный вес предприятий цветной металлургии? Предприятия какого типа характерны для Японии?

4. Дайте характеристику машиностроения Японии. Какая отрасль определяет “лицо” страны на мировом рынке?

5. Какое развитие получили другие отрасли промышленности?

6. Заполните технологическую карту, пункт 4а.

7. Подготовьте выступление.

Инструктивная карточка.

Задание для группы № 3. Сельское хозяйство Японии и рыболовство.

Изучив текст учебника и дополнительный материал, карту атласа на стр. 33, составьте характеристику сельского хозяйства и рыболовства Японии.

1. Какая часть экономически активного населения занята в сельском хозяйстве страны?

2. Какая из отраслей дает больше продукции? Почему? Какие условия позволяют собирать по 2-3 урожая в год? В какой части Японии это возможно?

3. Какие основные культуры выращивают в стране? Каково их размещение по территории страны?

4. Какое землепользование характерно для Японии?

5. Какие отрасли животноводства развиты в Японии?

6. Дайте краткую характеристику рыболовства Японии.

7. Что такое марикультура? Почему эта отрасль получила в Японии наибольшее развитие?

8. Заполнить пункт 4б в технологической карте.

9. Подготовьте выступление.

Инструктивная карточка.

Задание для группы № 4. Транспорт Японии.

Изучив текст учебника, дополнительный материал, карту атласа, рис. 72, составьте характеристику транспорта Японии.

1. Какие виды транспорта получили развитие в Японии?

2. Почему речной и трубопроводный виды транспорта здесь не развиты?

3. Дайте характеристику железнодорожного транспорта.

4. Роль высокоскоростных магистралей. Приведите примеры (“Синкансен”)

5. Как развивается автомобильный транспорт?

6. Какова роль морского транспорта для страны?

7. Как в Японии транспортные магистрали преодолевают природные преграды?

8. Дайте оценку воздушного транспорта Японии.

9. Заполнить пункт 4в в технологической карте.

10. Подготовьте выступление.

– технологические карты для каждого ученика:

Япония. (Технологическая карта)

Цель: создать образ страны, поэтапно заполняя технологическую карту.

1. Страна восходящего солнца: территория, границы, положение.

Площадь ____________, форма правления ____________________, административно–территориальное устройство _________________, делится на ____ префектур.

Государство _________________, состоит из ___ крупных и ____________ мелких островов.

Имеет выход к _______________________________________________________________________

Протяженность береговой линии _____________, с северо-востока на юго-запад _______________

Особенности ЭГП: – __________________________________________________________________

+ ___________________________________________________________________________________

Проблема в отношениях с Россией _____________________________________ (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи).

Зная особенности ЭГП, сделайте предположение:

А) Какая часть страны наиболее развита ? _______________________________________________

Б) Какая старая отрасль машиностроения имеет большое значение? __________________________

В) Какой вид транспорта получил наибольшее развитие? ___________________________________

Оценка природных условий и природных ресурсов страны.

В рельефе – 75% _______, увеличение площади за счет _____________________________________

Находится на границе _________________________________, действующих вулканов _______,

Ежегодно землетрясений ____________, высочайшая вершина ___________________.

Находится в климатических поясах: _____________________________________________________

На климат влияют ____________________________________________________________________

Полезные ископаемые _________________________________________________________________

Леса занимают _____ площади, особенности рек __________________________________________

ВЫВОД – _________________________________________________________________________

+ __________________________________________________________________________

2. Особенности населения страны.

Численность _________ человек, тип воспроизводства ____, естественный прирост _____________

Национальный состав _______________________, плотность ______чел./кв. км,

Религии _____________________________________________________________________________

Продолжительность жизни __________, мужчины ___________, женщины ____________________

Уровень урбанизации ________, мегалополис _______________, крупные агломерации __________

3. Хозяйство Японии.

Причины высоких темпов развития экономики:

1) выработка стратегии развития с учетом местных условий и традиций (заимствование чужого опыта);

2) сочетание ________________________________________________________________________

3) покупка _________________________________________________________________________

4) __________________________________________________________________________________

5) __________________________________________________________________________________

Заполните таблицу “Основные этапы развития японской экономики”

Годы

Приоритетные направления развития экономики

Прирост ВВП

1960-ые

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь