Урок 17. Духовная жизнь

0
608
числа

Цели: подвести учащихся к пониманию отличия духовно бога­того человека от бездуховного; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выво­ды, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся чувства собст­венного достоинства, умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (право на свободу мысли, слова, убеждений, человеческое достоинство, убеждение), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Собственность, предпринимательство и гражданское право»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 31-33

КАРТОЧКА № 31

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Каким образом гражданское право регулирует имущественные отношения?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что включают в себя имущественные отношения?

– Что может относиться к понятию имущество?

– Кому может принадлежать имущество?

– Могут ли договорные отношения быть имущественными?

– В какие отношения мы вступаем в магазине, автобусе?

– Какие формы и виды имеют имущественные отношения?

– Что такое аренда?

– Почему именно в условиях рыночной экономики важно знать нор­мы, регулирующие имущественные отношения?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 32

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как человек может распоряжаться своей собственностью?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что такое собственность?

– Какими правами на имущество обладает собственник?

– Какие возможности дает человеку право собственности?

– Какие полезные свойства предмета собственности использует ее владелец?

– Перечислите субъекты права собственности. Чем они отличаются друг от друга?

– Какими видами имущества не могут владеть физические лица?

– Что такое частная собственность?

– Какая собственность является государственной?

– Какие еще виды собственности вы знаете?

– Как человек становится собственником?

– Каким образом закон защищает право собственности?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 33

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Почему общество не может обойтись без предпринимательства?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что такое предпринимательство?

– Кто может заниматься предпринимательством?

– Почему люди становятся предпринимателями?

– Какими моральными качествами должен обладать предпринима­тель? Почему?

– Что такое бизнес?

– Какая предпринимательская деятельность будет запрещена за­коном?

– Какие виды предпринимательской деятельности разрешены за­коном?

– Как связаны между собой собственность и предпринимательство?

– Каковы формы организации предпринимательства?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

– Что из перечисленного является лишним? Почему?

1. Имущество вооруженных сил, здание краеведческого му­зея, золотой запас, ресурсы континентального шельфа. (Здание краеведческого музея, т. к. все остальное может быть только федеральной собственностью.)

2. Бизнес, предпринимательство, коммерция, благотвори­тельность. (Благотворительность, т. к. все остальные виды деятельности направлены на получение прибыли.)

ВАРИАНТ В

– Решите кроссворд.



1. Добровольное товарищество, обеспечивающее согласован­ность действий работников в процессе производства. (Коо­ператив.)

2. Незанятая часть экономически активного населения в хо­зяйственной деятельности. (Безработный.)

3. Имущество, принадлежащее кому-либо с правом распоря­жения. (Собственность.)

4. Соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей. (Договор.)

5. Один из участников обмена. (Покупатель.)

6. Возможность изменения принадлежности, состояния, на­значения имущества. (Распоряжение.)

7. Деятельность, направленная на получение прибыли. (Бизнес.)

8. Срочное и возмездное пользование имуществом. (Аренда.)

9. Одна из основных экономических категорий, показатель финансовых результатов деятельности. (Прибыль.)

10. То, что находится в чьей-нибудь собственности, принадлежит кому-нибудь. (Имущество.)

11. Фактическое обладание вещью. (Владение)

12. Лицо, предоставляющее работу за определенную плату. (Ра­ботодатель.)

13. Образ жизни за чужой счет, чужим трудом. (Тунеядство.)

14. Порядок поведения людей, отвечающий сложившимся нор­мам морали и права. (Дисциплина.)

15. Одно из основных правомочий собственника, заключающее­ся в праве потребления вещи. (Пользование.)

Слово по вертикали: Человек, готовый идти на риск своими средствами, ради получения прибыли. (Предприниматель.)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 31, № 32 и № 33, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План:

1. Право человека на духовную свободу.

2. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.

Задача для учащихся: выяснить, кому нужна духовная свобо­да? Чем отличается духовно богатый человек от бездуховного? Все ли люди имеют чувство собственного достоинства?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом

Учебник 1 (с. 261-264) или учебник 2 (с. 127-135).

Задание для учащихся: что такое духовная свобода? Что об­щего между духовной свободой и совестью? Выразите свое от­ношение к главным героям фильма? Согласны ли вы с мнением автора статьи?

2. Беседа по тексту с элементами диспута на тему «Может ли отрицательный персонаж быть положительным героем?»

3. Рассказ учителя об утверждении человеческого достоин­ства в межличностном общении

В объеме учебника, с использованием дополнительного мате­риала (см. ниже).

IV. Закрепление изученного на уроке

– Как связаны понятия совесть и духовная жизнь человека?

– Что такое убеждение?

– Как образуется духовное богатство человека?

– Каким образом связаны интеллектуальный и духовный миры человека?

– Что такое чувство собственного достоинства? Когда оно проявляется?

V. Подведение итогов урока

– Кому нужна духовная свобода?

– Чем отличается духовно богатый человек от бездуховного?

– Все ли люди имеют чувство собственного достоинства?

Домашнее задание

1. Прочитать § 40-41 учебника 1 (с. 180-182) или § 17-18 учеб­ника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Почему общество нуждается в свободных, духовно богатых личностях?

– Как утверждается и развивается достоинство личности в межличностном общении?

3. Выполнить задание 5 на с. 266 учебника 1 или практикум на с. 136 учебника 2.

Дополнительный материал

Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о са­мих себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. [25, с. 133]

Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения

1. Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него.

2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадле­жит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11 .Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое. [25, с. 209]

Девять правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств со­беседника.

2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже кри­тикуйте своего собеседника.

4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать.

5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».

7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошиб­ка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы пред­лагаете. [25, с. 238]