Урок 166. Синтаксис

0
568
общество

Урок 166. Синтаксис

Цель: закрепить пунктуационные навыки учеников, навыки синтаксического разбора, навыки определения видов и способов связи.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, предупредительный диктант, выполнение упражнений.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки пре­ пинания, объясните орфограммы, выполните синтаксический разбор предложений.

Многие родители обе(з, с)поко…(н, нн)ы завис…мостью их де­ тей от к…мп…ютерных игр.

Подросткам стремящ…мся заработать деньги в летни… к…никулы аген…ство по труд…устройству предлагает д…вольно ш…рокий выбор.

Среди требу…мых документов при пр…еме на работу че­ тырнадцатилетних школьников (не, необходимо пцсьме(н, нн)ое разр …шение родителей.

Комментарий. Обратим внимание на подлежащее в первом предложении: оно выражено словосочетанием Многие родители; на сказуемое, выраженное кратким причастием обеспокоены.

Многие родители обеспокоены зависимостью их детей от ком­ пьютерных игр.

Подросткам, стремящимся заработать деньги в летние кани­ кулы, агентство по трудоустройству предлагает довольно широ­ кий выбор.

Среди требуемых документов при приеме на работу четыр­надцатилетних школьников необходимо письменное разрешение родителей.

П. Проверка домашнего задания

Упражнение 453: проверка правописания слов по цепочке.

III . Повторение темы «Синтаксис»

1. Беседа по вопросам с. 200-201.

– Определите предложения текста по цели высказывания. (Текст записывается под диктовку на доске и в тетрадях.)

Вы слышали, что шмели пишут письма? Попробуйте как-ни­ будь весной проследить за шмелем, летающим от дерева к дереву. Оказывается, шмели оставляют на деревьях метки-письма, кото­ рые привлекают их подруг.

(Вопросительное, побудительное, повествовательное.)

2. Предупредительный диктант.

Задание: объяснить орфограммы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложений, указать вид и средства связи между предложениями.

Особенно коварна для путника лежащая на земле пихта. Дре­ весина ее ствола быстро сгнивает, и остается кора, заполненная гнилью, из которой торчат не поддающиеся разложению острые смолистые сучья. Нога ничего не подозревающего человека, насту­ пившего на такой ствол, мгновенно проваливается.

Коварство пихты на этом не заканчивается. Ставить палат­ ку в зрелом пихтарнике – занятие весьма рискованное. Обладая довольно мягкой и зачастую гниющей на корню древесиной, это дерево под напором ветра легко ломается, обычно в средней ча­ сти ствола. (В. Пеженин.)

Комментарий. Связь между предложениями текста цепная. Средства связи: местоимение (пихта – ее), повторение слов (ство­ла – ствол), контекстный синоним (ствол – пихты), однокоренное слово (пихты – пихтарнике), контекстный синоним с указательным местоимением; частное вместо общего (пихтарнике это дерево).

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 455: устно.

Упражнение 456: составление таблицы «Способы выражения главных членов предложения» (на доске и в тетрадях).

Упражнение 457: устный разбор, письменное выполнение.

Домашнее задание

Упражнение 459.

§ 80: вопросы на с. 203.