Урок 166. Синтаксис
Цель: закрепить пунктуационные навыки учеников, навыки синтаксического разбора, навыки определения видов и способов связи.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, предупредительный диктант, выполнение упражнений.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки пре пинания, объясните орфограммы, выполните синтаксический разбор предложений.
Многие родители обе(з, с)поко…(н, нн)ы завис…мостью их де тей от к…мп…ютерных игр.
Подросткам стремящ…мся заработать деньги в летни… к…никулы аген…ство по труд…устройству предлагает д…вольно ш…рокий выбор.
Среди требу…мых документов при пр…еме на работу че тырнадцатилетних школьников (не, необходимо пцсьме(н, нн)ое разр …шение родителей.
Комментарий. Обратим внимание на подлежащее в первом предложении: оно выражено словосочетанием Многие родители; на сказуемое, выраженное кратким причастием обеспокоены.
Многие родители обеспокоены зависимостью их детей от ком пьютерных игр.
Подросткам, стремящимся заработать деньги в летние кани кулы, агентство по трудоустройству предлагает довольно широ кий выбор.
Среди требуемых документов при приеме на работу четырнадцатилетних школьников необходимо письменное разрешение родителей.
П. Проверка домашнего задания
Упражнение 453: проверка правописания слов по цепочке.
III . Повторение темы «Синтаксис»
1. Беседа по вопросам с. 200-201.
– Определите предложения текста по цели высказывания. (Текст записывается под диктовку на доске и в тетрадях.)
Вы слышали, что шмели пишут письма? Попробуйте как-ни будь весной проследить за шмелем, летающим от дерева к дереву. Оказывается, шмели оставляют на деревьях метки-письма, кото рые привлекают их подруг.
(Вопросительное, побудительное, повествовательное.)
2. Предупредительный диктант.
Задание: объяснить орфограммы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложений, указать вид и средства связи между предложениями.
Особенно коварна для путника лежащая на земле пихта. Дре весина ее ствола быстро сгнивает, и остается кора, заполненная гнилью, из которой торчат не поддающиеся разложению острые смолистые сучья. Нога ничего не подозревающего человека, насту пившего на такой ствол, мгновенно проваливается.
Коварство пихты на этом не заканчивается. Ставить палат ку в зрелом пихтарнике – занятие весьма рискованное. Обладая довольно мягкой и зачастую гниющей на корню древесиной, это дерево под напором ветра легко ломается, обычно в средней ча сти ствола. (В. Пеженин.)
Комментарий. Связь между предложениями текста цепная. Средства связи: местоимение (пихта – ее), повторение слов (ствола – ствол), контекстный синоним (ствол – пихты), однокоренное слово (пихты – пихтарнике), контекстный синоним с указательным местоимением; частное вместо общего (пихтарнике – это дерево).
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 455: устно.
Упражнение 456: составление таблицы «Способы выражения главных членов предложения» (на доске и в тетрадях).
Упражнение 457: устный разбор, письменное выполнение.
Домашнее задание
Упражнение 459.
§ 80: вопросы на с. 203.