Урок 16 ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
723
физика

Ц е л и: ознакомить учащихся с однородными обстоятельствами; развивать умение распознавать в предложении однородные обстоятельства.

Х о д у р о к а

I. Самостоятельная работа.

Учащиеся получают карточки, в которых записаны предложения с однородными членами без знаков препинания.

В а р и а н т I – выписывают предложения с однородными сказуемыми, расставляют знаки препинания.

В а р и а н т II – выписывают предложения с однородными дополнениями, расставляют знаки препинания.

1. Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.

2. Там висят портреты ученых космонавтов инженеров рабочих.

3. Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.

4. Шофер засмеялся влез к себе в кабину и включил мотор.

5. Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.

6. В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.

По окончании учащиеся проводят взаимопроверку.

II. Сообщение темы урока.

Н а д о с к е записано предложение.

Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж картину корзину картонку и маленькую собачонку.

– Есть ли в этом предложении однородные члены? Какие? (Дополнения.)

Докажите, что все дополнения в этом предложении являются однородными членами. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову.)

– Какие ошибки вы видите в записи предложения? (Не расставлены знаки препинания.)

– Какие еще второстепенные члены предложения есть в этом предложении? (Обстоятельства.)

– Как вы думаете, могут ли быть они однородными? Сформулируйте тему урока.

III. Формирование новых знаний.

Упражнение 56 учащиеся выполняют по заданию учебника. Коллективная работа.

– Подумайте, как могут называться обстоятельства, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову в предложении.

– Прочитайте сведения о языке на с. 33. Верно ли вы предполагали?

IV. Закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 57.

Комментированное письмо.

Ученик, работающий у доски, записывает предложение, разбирает его по составу, объясняет расстановку знаков препинания, формулирует правило, какие члены предложения называются однородными.

2. П и с ь м о п о п а м я т и.

Учащиеся читают упражнение 59 в течение 1–2 мин, обращают внимание на «ошибкоопасные» места, отвечают на вопросы:

– Есть ли в этом предложении однородные члены?

– Почему в этом предложении нет запятых?

По сигналу учителя записывают текст по памяти.

V. Словарная работа.

– Р а з г а д а й т е р е б у с.

? Лексическая работа: объяснение значения словарного слова.

– одна из четырех сторон света, противоположная западу; часть горизонта, где восходит солнце.

? Этимология: объяснение происхождения словарного слова. Изначально восток – «место восхода солнца».

З а д а н и е: подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень. С одним из слов составьте словосочетание.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие обстоятельства называются однородными?

Домашнее задание: упражнение 58.