Ц е л и: ознакомить учащихся с однородными обстоятельствами; развивать умение распознавать в предложении однородные обстоятельства.
Х о д у р о к а
I. Самостоятельная работа.
Учащиеся получают карточки, в которых записаны предложения с однородными членами без знаков препинания.
В а р и а н т I – выписывают предложения с однородными сказуемыми, расставляют знаки препинания.
В а р и а н т II – выписывают предложения с однородными дополнениями, расставляют знаки препинания.
1. Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
2. Там висят портреты ученых космонавтов инженеров рабочих.
3. Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
4. Шофер засмеялся влез к себе в кабину и включил мотор.
5. Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
6. В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
По окончании учащиеся проводят взаимопроверку.
II. Сообщение темы урока.
Н а д о с к е записано предложение.
Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж картину корзину картонку и маленькую собачонку.
– Есть ли в этом предложении однородные члены? Какие? (Дополнения.)
Докажите, что все дополнения в этом предложении являются однородными членами. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову.)
– Какие ошибки вы видите в записи предложения? (Не расставлены знаки препинания.)
– Какие еще второстепенные члены предложения есть в этом предложении? (Обстоятельства.)
– Как вы думаете, могут ли быть они однородными? Сформулируйте тему урока.
III. Формирование новых знаний.
Упражнение 56 учащиеся выполняют по заданию учебника. Коллективная работа.
– Подумайте, как могут называться обстоятельства, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову в предложении.
– Прочитайте сведения о языке на с. 33. Верно ли вы предполагали?
IV. Закрепление.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 57.
Комментированное письмо.
Ученик, работающий у доски, записывает предложение, разбирает его по составу, объясняет расстановку знаков препинания, формулирует правило, какие члены предложения называются однородными.
2. П и с ь м о п о п а м я т и.
Учащиеся читают упражнение 59 в течение 1–2 мин, обращают внимание на «ошибкоопасные» места, отвечают на вопросы:
– Есть ли в этом предложении однородные члены?
– Почему в этом предложении нет запятых?
По сигналу учителя записывают текст по памяти.
V. Словарная работа.
– Р а з г а д а й т е р е б у с.
? Лексическая работа: объяснение значения словарного слова.
– одна из четырех сторон света, противоположная западу; часть горизонта, где восходит солнце.
? Этимология: объяснение происхождения словарного слова. Изначально восток – «место восхода солнца».
З а д а н и е: подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень. С одним из слов составьте словосочетание.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие обстоятельства называются однородными?
Домашнее задание: упражнение 58.