Океан объединяет человечество и является его единственной надеждой. Теперь как никогда приобретает глубокий смысл старая пословица: «Мы все в одной лодке».
Эта лодка – космический корабль Земля – голубой бриллиант, светящийся в темноте космического пространства своими охватывающими всю планету водами – источником жизни.
Жак Ив Кусто
Цели урока: расширить знания о роли Мирового океана в жизни Земли, углубить знания о свойствах океанических вод, раскрыть признаки понятия “воздушная масса”. Сформировать представление о типах водных масс, о схеме поверхностных течений и о взаимодействии вод океана с атмосферой и сушей.
Средства обучения: глобус, физическая карта мира, карта океанов, слайды, видеофильмы о Мировом океане.
Основные представления и понятия: свойства морской воды, водная масса, типы и подтипы водных масс; виды движения вод в Мировом океане; постоянные ветры; круговое движение поверхностных вод и его влияние на природу суши.
Номенклатура: самые значительные поверхностные течения в Мировом океане.
Межпредметные связи: свойства воды, круговорот воды в природе (природоведение, естествознание); плотность, теплоемкость вещества, испаряемость (физика).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Роль Мирового океана в формировании главных природных особенностей Земли
Беседа. Актуализация опорных знаний, работа с вопросами перед параграфом (§ 14, стр. 55).
Объяснение учителя. Кислород и углекислый газ в океанической воде; опреснение морской воды; влияние Мирового океана на все компоненты природы и на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
2. Воды Мирового океана
Рассказ учителя. Происхождение вод Мирового океана; особые свойства морской воды, ее отличия от пресной воды. Различия океанических льдов.
3. Водные массы, их типы и подтипы
Рассказ учителя и работа с учебником (§ 14, стр. 56-57). Анализ текста и рисунка.
Задание. Доказать на примерах, что в распределение температуры, солености вод океана, а также водных масс проявляется закон зональности.
Практическая работа. По карте океанов определить, какие водные массы характерны для каждого из океанов. В каком из океанов они наиболее разнообразны? Систематизировать в таблице сведения о видах льдов и водных массах.
4. Поверхностные течения Мирового океана
Объяснение учителя. Причины образования кругового движения поверхностных вод в океанах, образования круговорота поверхностных течений на примере Атлантического океана.
Практическая работа. Сопоставление постоянных ветров (климатическая карта мира) со схемой поверхностных течений Мирового океана. Создание на контурной карте модели поверхностных течений в Тихом океане.
5. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей
Беседа. Обобщение знаний учащихся о непрерывном взаимодействии вод Мирового океана с атмосферой и сушей посредством мирового круговорота воды.
Закрепление изученного
Приведите доказательства важной роли Мирового океана в поддержании жизни на Земле.
Почему на одной и той же широте воды океана могут иметь различную соленость?
Приведите примеры проявления зональности в природе вод Мирового океана.
В каком из океанов наиболее ярко проявляется круговое движение поверхностных вод?
В каком из океанов происходит смена направлений течений из-за влияния сезонных ветров?
Какое влияние оказывают океанические течения на природу суши? Приведите примеры.
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку