Урок 15. Труд с точки зрения закона

0
616
программирование

Цели: рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.

Основные понятия: работодатель, работник, трудовой договор, заработная плата.

Оборудование: учебник.

План изучения нового материала

1. Право на труд.

2. Трудовой договор.

3. Право на отдых и социальное обеспечение.

4. Особенности правового регулирования труда несовершен­нолетних.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель зачитывает учащимся пословицы о труде и лености, предлагает сформулировать тему урока.)

• Лентяй да шалопай — два родных брата.

• Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

• Труд человека кормит, а лень портит.

II. Актуализация знаний

Учитель организует пространство классного кабинета для про­ведения дискуссии в форме круглого стола, на доске записывает проблему для обсуждения: «Как вы считаете, надо ли подросткам трудиться и зарабатывать свои деньги?» В работе круглого стола принимают участие 8—Юучащихся, которые на основе подготов­ленного материала доказывают свою позицию. Результат дискус­сии фиксируется на доске в виде таблицы.

Подростки должны трудиться и зарабатывать деньги

Подростки не должны трудиться и зарабатывать деньги

Оставшаяся группа учеников наблюдает за дискуссией и оце­нивает участников круглого стола по следующим критериям:

• соответствие представленного сообщения установлен­ной теме;

• умение вести дискуссию по проблеме;

• культура речи.

Учитель и учащиеся подводят итоги состоявшейся дискуссии, используя обозначенные выше критерии, содержание заполнен­ной на доске таблицы.

III. Слово учителя

Каждый человек имеет право на труд, а это значит, что люди могут свободно выбирать работу, иметь справедливые и благо­приятные условия труда и защиту от безработицы. В современном мире значение и важность труда возрастает, а поэтому право на труд закрепляется в международных правовых документах, напри­мер во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. В современной России действует целый ряд законов, регулирую­щих трудовую деятельность человека: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.

IV. Работа с текстом учебника в группах

(Класс делится на три группы, каждая группа получает инди­видуальное задание.)

Группа 1

1. Прочитайте пункт «Трудовой договор», с. 76—78.

2. Составьте словарь урока по прочитанному пункту.

3. Ответьте на вопросы:

— С какого возраста закон разрешает трудоустройство по об­щему правилу?

— Что необходимо для заключения трудового договора с уча­щимися с 14 лет?

— Какие обязанности имеет работодатель?

— Какие обязанности должен выполнять работник?

— В каких случаях трудовой договор может быть расторгнут?

4. Выполните практикум, задание 1, с. 81.

Группа 2

1. Прочитайте пункт «Право на отдых и социальное обеспе­чение», с. 78—79.

2. Составьте план пункта.

3. Выпишите в тетрадь праздничные дни, установленные за­коном в Российской Федерации.

4. Составьте по прочитанному тексту пять вопросов для од­ноклассников.

Группа 3

1. Прочитайте пункт «Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних», с. 79—80.

2. Составьте кластер (опорный конспект).

3. Выполните практикум, задание 2, с. 81.

4. Ответьте на вопрос 5, с. 81.

V. Подведение итогов урока

Учитель предоставляет слово 1—2 ученикам от каждой группы.

Домашнее задание

Прочитать § 12. Подготовиться к повторительному обобщению.

Дополнительный материал Социальные права человека

Эти права сформировались позже других – в течение XX в. и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие:

Право на труд (ст. 37). Это довольно многогранное право, включаю­щее несколько элементов, к числу которых относятся:

а) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию. Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т. е. на работу, вы­полняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способ­ностями к труду означает и право вообще не заниматься трудо­вой деятельностью. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;

б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискрими­нации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

г) право на чащи ту от безработицы (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службой заня­тости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.);

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку с использованием установленных федераль­ным законом способов их разрешения.

Право на отдых (п. 6 ст. 37). Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить за’траченные в труде уси­лия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершен­ствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере заключаются в установле­нии в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на материнство и детство (ст. 38). По существу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое — детей. Обеспечивается э го право развитой системой гарантий, предусмот­ренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие вы­платы, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает при дости­жении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.

Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;

б) улучшение жилищных условий;

в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.

В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выде­ляет кредиты, компенсации и др.)

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охра­ной здоровья понимается совокупность мер политического, экономиче­ского, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно- гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Ме­дицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно­диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зу­бопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату им по­собий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Дополнительно существует частная система здравоохранения.