Цель урока: создавать условия для эмоционального роста детей; развивать у мальчиков желание проявлять мужество и благородство по отношению к девочкам, закрепить представления об этих качествах; развивать у девочек желание замечать благородные поступки мальчиков, благодарить за них.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнение, игра.
Ресурсы: х рестоматия, тетрадь «Моя помощница», свечи, ручки, цветные фломастеры.
Круг радости
Учитель и дети тепло приветствуют друг друга, обмениваются комплиментами.
Упражнение «Помощь»
Учитель предлагает мальчикам подумать, чем они смогут помочь девочкам, а девочкам – чем они могут помочь мальчикам. Размышления детей.
Затем нужно поделить детей на пары из мальчиков и девочек и попросить каждую пару в течение нескольких дней во всем помогать друг другу. На одном из последующих уроков дети расскажут, как изменилась их жизнь за это время.
Работа с хрестоматией
С. Михалков «Мальчик с девочкой дружил»
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
Как товарищ, как знакомый,
Как приятель, он не раз
Провожал ее до дома,
До калитки в поздний час.
Очень часто с нею вместе
Он ходил на стадион.
И о ней как о невесте
Никогда не думал он.
Но родители-мещане
Говорили так про них:
«Поглядите! К нашей Тане
Стал захаживать жених!
Отворяют дверь соседи,
Улыбаются: «Привет!
Если ты за Таней, Федя,
То невесты дома нет.
Стоит вместе появиться,
За спиной уже: «Хи-хи!
Иванов решил жениться,
Записался в женихи!»
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
И не думал он влюбляться,
И не знал он до сих пор,
Что он будет называться
Глупым словом: «Ухажер!»
Чистой, честной и открытой
Дружба мальчика была.
А теперь она забыта!
Что с ней стало? Умерла!
Умерла от плоских шуток,
Злых насмешек, шепотков,
От мещанских прибауток
Дураков и пошляков.
– Вам понравились отношения мальчика и девочки?
– Что чувствовал мальчик, когда за спиной слышал насмешки? А девочка?
– Как бы вы поступили на месте мальчика, девочки?
– Вы согласны с автором, что между мальчиком и девочкой может быть настоящая дружба?
– Расскажите, если это не секрет, о дружбе мальчиков и девочек в вашем классе.
Размышления детей.
Работа в тетради
Задание 1 . В силуэтах девочки и мальчика напишите качества, которыми должны обладать настоящие друзья.
Подумайте, с кем легче дружить: с мальчиками или с девочками? Почему? Напишите об этом в тетради (Задание 2).
Упражнение «Свеча дружбы»
Учитель и дети встают в круг с маленькими свечками в руках. Затем мальчик-девочка-мальчик (и т.д.) зажигают свечу. Ребенок, чью свечу зажгли, говорит о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажигает своей свечой его свечу.
Завершается упражнение, когда в кругу зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и делятся на группы. Каждая группа придумывает сказку о волшебной свече дружбы между мальчиками и девочками. Дети иллюстрируют свои сказки. Затем из рисунков делается выставка.
Работа с хрестоматией
Н. Сподаренко «Письмо другу»
Если бы мне сказали, что я напишу письмо какой-то там девчонке, я просто рассмеялся бы. И вот те на. Сидим как-то , на переменке с Андрианом, моим сосе дом по парте, на подоконнике в коридоре (как раз большая перемена была), об думываем, куда лучше на экскурсию пойти – в зоопарк или в ботанический сад. Подходит Наташа и так небрежно цедит:
– Командиры звёздочек называют ся! На окнах сидят! А пойти лучше в ботанический сад. Терпеть не могу зоопарка. Там звери в клетках му чаются.
– А тебя не спрашивают, – и сам не знаю, как вырвалось у меня.
Я сразу понял, что сболтнул не то, что надо, соскочил с подоконника, но поскользнулся и нечаянно толкнул На ташу. Мы оба упали на блестящий паркет. Я захохотал, а Наташа от негодования не могла и слова произнес ти, вскочила на свои длинные ноги и помчалась в учительскую.
– Вот видишь, и эта – тоже ябе да, – убеждённо сказал Андриан и доба вил: – А ведь она тебе нравилась…
– Кто? Наташка? Да ни за что на свете!
Но я-то знал, что говорю неправду, и обескураженный побрёл в класс. Что теперь скажет Аида Николаевна? Заста ла ли её Наташа в учительской и что наговорила на меня?
Одновременно со звонком приоткрылась дверь, и в класс влетел… голубь. Что тут поднялось! Все сразу бросились ловить его.
– Стойте, стойте! – закричала На таша. – Вы его перепугаете! Ведь это голубь нашей Аиды Николаевны. И я его часто кормила. Это не постой голубь, а почтовый. Посмотрите!
Действительно, только теперь мы увидели у голубя под крылом маленький конверт. Голубь сделал ещё один круг и сел на подоконник.
– Нам Аида Николаевна письмо написала! – Догадались мы. Наташа ос торожно подошла к голубю, взяла его в руки и, отвязав конверт, вынула оттуда лист бумаги. Потом вопросительно по смотрела на нас: читать? – Читай, читай! – Нам не терпе лось поскорее узнать, что там написано.
На листе красивым почерком было выведено: «Тема урока: «Письмо моему другу». Пока мы решали, что делать дальше, в класс вошла улыбающаяся Аида Николаевна. Все разбежались по своим местам.
– Вам нравится тема урока? – спросила учительница.
– Нравится! – хором ответили мы: ведь это так интересно – писать письма друзьям! Не то что отвечать вызуб ренные правила.
«Кому же написать? – думал я. – У меня три верных товарища: Андрейка из Стольного, где живёт моя бабушка, Володя из Семипалатинска, с которым я в пионерском лагере познакомился, и Андриан. Был ещё один друг… Ну да что о том говорить!.. Напишу Андрею, а может, написать…» – решил я и взял ся за перо. Правда, это только так ска зал: взялся. А посмотрел на чистый лист бумаги – и растерялся. Что же я напишу, если из головы повылетали все мысли?!
Аида Николаевна нарисовала на доске лист. Показала нам, какие поля оставить, чтобы письмо приятно было читать. Потом она нарисовала конверт и рассказала, как его правильно надпи сать, чтобы он дошёл по адресу.
…Я закончил письмо первым. Вынул из ранца конверт: а как же надписать его? Что же мне, посылать письмо по почте? Да ведь мы с ним… то есть с ней каждый день видимся. Поэтому на конверте вывел: «СШ № 47, 4Б класс, первый ряд слева, вторая парта, Усти менко Наталии Михайловне». На цыпочках подхожу к учительскому сто лу. Кладу перед Аидой Николаевной своё письмо и прошу:
– Проверьте, пожалуйста. Боюсь, ошибок наделал.
– Ты разрешаешь мне прочитать письмо? – удивлённо спрашивает Аида Николаевна, разворачивая вчетверо сло женный лист.
– Вам – можно, – говорю я.
Мне почему-то стало стыдно, что сейчас все узнают, кому я написал.
Аида Николаевна внимательно прочитала его, подправила что-то и похва лила:
– Всё как положено. Можешь отсылать.
– Но как? – вполголоса спрашиваю я.
Аида Николаевна подозвала голубя, взяла его в руки, приладила к лапке конверт и что-то ему прошептала. Го лубь сорвался с места, сделал несколько кругов над классом и плавно опустился на парту перед Наташей. Узнал, значит! Весь класс недоуменно смотрел то на голубя, то на меня. Как на чудака, конечно.
С притворным безразличием я на правился к своей «Камчатке». Но сердце едва не выпрыгивает из груди: а что, если Наташа вздумает посмеяться надо мной и прочитает письмо всему классу? А там же я такого настрочил: и «нена рочно», и «извини, никогда больше», и «приходи, как всегда, вместе уроки де лать», и «дружба выше мелких обид»…
Наконец Наташа положила ручку, ещё раз просмотрела своё письмо, а тог да подняла руку. Аида Николаевна по- заговорщицки кивнула ей. Наташа, радостно улыбнувшись, направилась к моей парте и положила передо мной конверт, на котором было написано: «Камчатка» среднего ряда, моему Вер ному Другу».
Я мгновенно спрятал конверт в кар ман. Но Андриан всё понял и негромко, но так, чтобы все слышали, проговорил:
– Тоже мне, писатели! Не могли по- человечески, на словах объясниться.
Он почему-то обиженно отвернулся