Урок 15. Развитие речи. Текст

0
582
физика

Урок 15. Развитие речи. Текст

Цели: закрепить понятие учеников о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам с. 20.

Комментарий. Грамматическая связь между предложениями текста бывает цепной и параллельной.

Текст делится на микротемы – абзацы, которые могут состоять как из одного, так и из нескольких предложений.

Дополнительные вопросы и задания:

Перечислите все единицы речи от меньшей к большей. (Фоне­ ма (звук), морфема (часть слова), слово (или фразеологизм), словосочетание, предложение, текст.)

Как связаны предложения в тексте? (По смыслу и грамма­ тически.)

Какие средства связи между предложениями вы знаете? (Лек­ сические средства: синонимы, антонимы, повторения слов. Грамматические средства: союзы, местоимения, одноко ренные слова, соотношение видовременных форм глаголов. Синтаксические средства: порядок слов, цель высказывания (вопросительные, побудительные предложения), виды син­ таксических конструкций (простые, сложные предложе­ ния); прямая речь.)

Может ли текст состоять из одного предложения? А из одного слова? (Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет», на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.)

2. Обсуждение заглавия текста диктанта. Варианты: «Весна на озере», «Встреча весны», «Наедине с при­ родой».

II . Беседа по вопросам

Вопросы для обсуждения:

Какими соображениями вы руководствовались при выборе заголовка?

Какова тема текста? (Встреча весны.)

В чем идея текста? (Восхищение вечно обновляющейся кра­ сотой природы.)

Объясните своими словами, как вы понимаете термины «тема», «идея»? (Тема – это то, о чем пишет (говорит) ав­ тор. Идея – то, для чего создан текст; главная мысль, ко­ торую автор высказывает. Идея может быть прямо сфор­ мулирована в тексте, а может быть понята читателем (слушателем) по косвенным признакам.)

Определите тип речи текста. (Описание, повествование.)

Каков стиль текста? (Художественный.)

III. Анализ текста

1. Задание по вариантам: составить план текста: 1-й вариант – обычный, 2-й вариант – цитатный.

1. Красивое озеро / «Я живу на берегу красивого озера».

Гуси над озером / «Тянутся на север широкие гусиные стаи».

Щуки просыпаются / «К берегу направляются щуки».

Радость от встречи с весной / «Поднимаюсь… поздравить… с наступившей весной».

2. Задания по группам.
1-я группа:

– Объясните деление текста на абзацы.

Проанализировав план, заметим, что первый абзац является вступлением, экспозицией. Автор обозначает место, описанное в тексте.

Второй абзац, рассказывает о перелетных птицах, возвращаю­ щихся с юга домой. Это взгляд вверх, «над озером».

В третьем абзаце говорится о том, как просыпаются щуки, как они возвещают о приходе весны. Это взгляд вниз, «в глубь озера».

В четвертом абзаце снова появляется человек. Он поднимается на высокую скалу, откуда видна широкая панорама.

Несколько точек зрения, разные точки обзора создают впечат­ ление объемности изображения.

2-я группа:

– Как связаны предложения в тексте? Укажите средства связи.

1-й абзац: связь цепная; средства связи – синонимы (на берегу озера – здесь). Во втором (сложном) предложении связь цепная; средства связи – повторы (скалы – со скал).

2-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средства свя­ зи – однокоренные слова (гусиные гуси). 2-е и 3-е предложения: связь цепная; средства связи – синонимы (гуси – птиц).

3-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средство свя­ зи – местоимение (щуки они).

Средством связи является и вид глаголов: все, кроме двух по­следних (поздороваться, поздравить) – несовершенного вида, что создает впечатление продолженности действия.

IV . Выразительное чтение текста

Домашнее задание

Задание по группам:

Упражнение 45.

Упражнение 46.

Упражнение 47.

Примечание: упражнения 45 и 47 содержат больше заданий, поэтому 1-я и 3-я группы по численности учеников должны быть больше.