Урок № 15 Правописание приставок С, РАЗ, РАС

0
712

  • Цели: Обучающая: формировать орфографические навыки правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения; тренировать умение образовывать новые слова с помощью приставок; познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;

  • Развивающая: развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся

  • Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русскому языку, прилежание и аккуратность.

Ход урока.

Оргэтап

Отчет дежурного

Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.

Сегодня октября, день недели – . Погода сегодня_____________.

Этап проверки домашнего задания

Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с.

3. Этап проверки знаний

Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)

Какие части слова служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс)

Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)

Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Приставка)

Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании. (Окончание)

Тест “Морфемы слова”

1. Что составляет основу слова?

а) приставка, корень, окончание

б) корень, суффикс

в) приставка, корень, суффикс, окончание

г) приставка, корень, суффикс

2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

а) окончание

б) приставка

в) корень

г) суффикс

3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?

а) приставкой

б) корнем

в) суффиксом

г) окончанием

4. Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка?

а) приставкой

б) корнем

в) суффиксом

г) окончанием

5. Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? а) приставкой

б) корнем

в) суффиксом

г) окончанием

6. Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить?

а) приставкой

б) корнем

в) суффиксом

г) окончанием

4. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Что же такое приставка? (Повторение определения.)

Вот и начнем с образования слов.

Образуйте от данных слов слова с приставкой с.

Дать – (сдать)

Вязать – (связать)

Лепить – (слепить)

Делать – (сделать)

Бегать – (сбегать)

– Назовите слова, в которых произношение приставки и написание не совпадают.

– Какой звук произносится в приставке? А пишется какая буква?

Попробуйте сами сформулировать правило написания приставки с.

вывод: на месте приставки «с» может слышится звук «з», но пишется всегда «с».

5. Этап объяснения новой темы.

В русском языке приставки З не бывает

Работаем с упражнением № 3 на странице 75. прочитайте глаголы с приставками РАЗ-, РАС-

Сделайте вывод. Рассмотрите таблицу.

Законспектируйте правила в тетрадь для правил.

6. Этап закрепления новой темы

Физкультминутка

А теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

Чтение отрывков из стихотворений.

Листья, листья листопад,

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются три звонка.

Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбил стекло.

Работа у доски. Упражнение № 4. образуйте новые слова с приставками. Объясните их правописание. Подчеркните согласные З/С. Составьте словосочетания

Задание № 1

Расположите слова по алфавиту. Спишите, обозначая приставки и корни.

Перевесить, закрасить, посмотреть, повернуть, развернуть, раскрасить , украсить, придумать, передумать, завесить, отвесить, рассмотреть, пересмотреть.

Задание № 2. Замените словосочетания словами с приставками без- или бес-

Ребёнок без забот – беззаботный

Жидкость без цвета – бесцветная

Дорога без конца – бесконечная

Движение без шума – бесшумное

Этап рефлексии

Этап оценивания

Этап информированности о домашнем задании.

Правило выучить. Упражнение № 7 на странице 76. вставьте подходящие по смыслу глаголы из слов для справок. У вставленных глаголов выделите приставку