Урок 15. гласный звук [a], БУКВА Аа
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о гласном звуке [a], букве Аа; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник; корректурная проба.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Вопросы:
– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)
– Какие звуки называют гласными? (Звуки, которые тянутся.)
– С каким гласным звуком мы познакомились на прошлом уроке? (С гласным звуком [a].)
– Какой буквой обозначается звук [a]? (Буквой Аа.)
Учащиеся показывают карточку с изображением буквы Аа.
1. Знакомство с «лентой букв» (с. 27).
Слово учителя. В клеточках «ленты» будут располагаться буквы, изучаемые на уроках. Так как буква Аа гласная, мы поместим ее в клеточку красного цвета.
2. Работа учащихся с корректурной пробой (см. Приложение).
Задание: найти и обвести в кружок встретившиеся буквы А.
Работа выполняется в течение 4 минут под музыку.
Физкультминутка
3. Отгадывание загадки.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит).
Работа по учебнику: с. 26.
Вопросы:
– Зачем пришли к Айболиту звери? (Лечиться.)
– Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)
– Что случилось у Алёнушки? (Братец Иванушка не послушался, напился водицы и превратился в козленочка.)
– Что делает Аленушка? (Аленушка плачет: « А-а-а.»)
– Как девочка укладывает куклу? (Напевает: «А-аа-ааа...»)
– Как одним словом назвать растения, изображенные в нижней части страницы? (Цветы.)
– В названии каких цветов встречается звук [a]? (Мак, роза, ландыш.)
– В названии какого цветка звук [a] отсутствует? (Ирис.)
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 27.
Вопросы:
– Иллюстрации к какой русской народной сказке изображены на с. 27? («Лиса и волк».)
– О чем эта сказка?
▲ Чтение русской народной сказки «Лиса и волк» учителем.
Лиса и волк
Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
– Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошел, а лисичка не ворохнется, лежит, как мертвая.
– Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису и положил на воз, а сам пошел впереди.
А лисица улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке.
Повыбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла.
Дед приехал домой и зовет бабу:
– Ну, старуха, знатный воротник привез тебе на шубу!
Подошла баба к возу: нет на возу ни воротника, ни рыбы. И начала она старика ругать:
– Ах ты, старый хрен, такой-сякой, еще вздумал меня обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да что ты будешь делать!
А лисица тем временем собрала на дороге всю рыбу в кучку, села и ест.
Приходит к ней волк:
– Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…
– Я ем – свой, а ты подальше стой.
– Дай мне рыбки.
– Налови сам, да и ешь.
– Да я не умею.
– Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика!» Так рыба тебя сама за хвост будет хватать. Как подольше посидишь, так больше наудишь.
Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:
– Ловись, рыбка, и мала и велика,
Ловись, рыбка, и мала и велика!
А лисица ходит около волка и приговаривает:
– Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
Волк спрашивает лису:
– Что ты, кума, все говоришь?
– А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
А сама опять:
– Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
Сидел волк целую ночь у проруби. Хвост у него и приморозило. Под утро хотел подняться – не тут-то было. Он и думает: «Эка, сколько рыбы привалило – и не вытащить!»
В это время идет баба с ведрами за водой. Увидела волка и закричала:
– Волк, волк! Бейте его!
Волк – туда-сюда, не может вытащить хвост. Баба бросила ведра и давай его бить коромыслом. Била, била, волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутек.
«Хорошо же, – думает, – ужо я отплач