Урок 14 РИСОВАНИЕ ПТИЦ С НАТУРЫ ИЛИ ПО ПАМЯТИ

0
630

Вид деятельности: рисование птиц.

Цели: развивать зрительное представление и зрительную память, наблюдательность, умение правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы, строения, цветовой окраски птиц; продолжить ознакомление с анималистическим жанром; способствовать формированию эстетического отношения к действительности; обучать выполнению рисунков птиц по памяти или с натуры; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: для учителя – методические таблицы (этапы выполнения рисунка птицы), фотографии, рисунки к учебным пособиям, рисунки учащихся; для учащихся – художественные принадлежности для рисования, красочные иллюстрации.

Зрительный ряд: рисунки художников Е. Чарушина, А. Пахомова, В. Лебедева, Ю. Васнецова.

Литературный ряд: отрывки из литературных произведений, сказок.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Беседа об особенностях жизни и изображения птиц.

Перед выполнением рисунка проводится краткая беседа о пользе, которую приносят птицы, о бережном отношении к пернатым друзьям, заботе о них, наблюдении за птицами в жизни и на уроках природоведения. Рассматриваются иллюстрации, фотографии и т. д. Выявляются характерные особенности внешнего вида птиц и их повадок.

Зачитываются отрывки из сказок и литературных произведений. Учащиеся рассказывают стихи и загадывают загадки о птицах.

Загадки.

Пальма в озеро глядится,

А под пальмой чудо-птица.

Хвост, как веер расписной, –

Синий, красный, золотой,

Желтый цвет, зеленый цвет,

Всех цветов лесной букет. (Павлин.)

Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький. (Курица.)

Верст не считала,

По дорогам не езжала,

А за морем бывала. (Птица.)

Днем молчит,

Ночью кричит. (Филин.)

Спереди шильце,

Сзади вильце,

Сама мала,

А за морем бывала. (Ласточка.)

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он – забияка,

Поутру – часы. (Петух.)

– Рисунок птиц выполняется аналогично изображению животных, то есть в очертании тела любой птицы также лежат геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму. В зависимости от положения туловище птицы изображают окружностью или овалом, голову – окружностью. К окружности головы пририсовывают ромбический клювик, к овалу туловища – углы крыльев и трапециевидную полоску хвоста; обозначают глаза, тоненькие ножки, перья – линиями и штрихами, очерчивающими форму частей, и намечающими штрихами пушистую фактуру поверхности тела.

III. Самостоятельная работа.

Учитель на доске делает набросок с указанными приемами. (См. Приложение.) Прорисовываются мелкие детали.

Рисунок птицы может выполняться карандашом или красками. По ходу работы анализируется анатомическое строение птицы.

IV. Итог урока.

Выставки рисунков и их оценка.